Новый телескоп «Радиоастрон» круче «Хаббла» в 1000 раз!

22:46 /  Наука, Новое, Статьи

Уже год, как земляне обзавелись зорким «глазом» — новым космическим радиотелескопом «Радиоастрон». Что нового он увидел во Вселенной за это время?

РАЗГЛЯДЕТЬ НЕИЗВЕДАННОЕ
Когда в июле прошлого года ракета-носитель, стартовавшая с Байконура, благополучно вывела на орбиту российский 10-метровый космический радиотелескоп «Радиоастрон», наши астрофизики облегченно вздохнули. На орбите Земли впервые за последние четверть века, наконец-то, появился российский научный спутник. Да еще какой! Новый «глаз» человечества в 1000 раз зорче, чем самый известный сегодня американский телескоп «Хаббл».
Успел он что-то уже высмотреть в глубинах Вселенной? Об этом я расспросила заведующего лабораторией Астрокосмического центра ФИАН, руководителя ранней научной программы проекта «Радиоастрон», доктора физико-математических наук Юрия Ковалева.
— Юрий Юрьевич, чем «Радиоастрон» отличается от других телескопов, в том числе и знаменитого «Хаббла»?
— Современных инструментов, работающих на Земле и в космосе, не хватает для того, чтобы детально разглядеть далекие объекты Вселенной. Поэтому «Радиоастрон» мы снабдили более длинными «руками»: он работает в радиоволнах, которые могут проникнуть туда, куда еще ни один аппарат не заглядывал. И — самым большим «глазом»: диаметр виртуального телескопа Земля-Космос, с которым мы работает, около 300 тысяч километров. Как расстояние от Земли до Луны.
— Но радиоастрономы могут успешно работать с Земли. Зачем запустили радиотелескоп в космос?
— Есть такое понятие в астрономии, как угловое разрешение, которое позволяет изучать наиболее компактные объекты. Другими словами, это разрешение позволяет нам видеть две звездочки там, где другие видят одну. Или другой пример. Если отослать человека очень далеко от Земли, то, имея угловое разрешение обычного телескопа, мы его увидим, как точку. А вот уникальное разрешение РадиоАстрон позволяет увидеть и руки, и ноги, и голову. Поэтому для того, чтобы изучать во всех подробностях космические объекты, астрономы придумали новый способ, который называется «интерферометрия». Именно этот метод, предложенный в прошлом веке советскими учеными, лег в основу «Радиоастрона».
НЕБЕСНЫЙ «КОЛЛАЙДЕР»
— И как он позволяет во вселенские «углы» заглядывать?
— Берут крупные радиотелескопы на Земле, которые расположены на больших расстояниях друг от друга, например, на разных континентах. На каждый из них помещают атомные часы, чтобы синхронизировать время работы. Такой же атомный стандарт частоты находится и на нашем космическом телескопе. Результаты наблюдений собирают в центре обработки. Там суперкомпьютер обрабатывает полученные данные.
Но вот что важно. Чем больше расстояние между телескопами, тем лучше оказывается угловое разрешение. На Земле мы ограничены размерами планеты. Поэтому, чтобы увеличить в разы расстояние, мы и запустили «Радиоастрон» на высокую орбиту до 300-350 тысяч километров от Земли. (Для сравнения МКС висит над нами примерно в 400 км, а «Хаббл» — в 600 км. — Ред.) Это почти 30 диаметров нашей планеты. Поэтому теперь мы можем изучать объекты с угловым разрешением в 30 раз лучше, чем те, что получали на Земле. И получать очень подробную и четкую информацию с разрешением более чем в 1000 раз выше, чем у телескопа «Хаббл».
— Если наш телескоп такой крутой, значит, в будущем все самые больше открытия от него нужно ожидать?
— Мы надеемся, что «Радиоастрон» даст серьезные прорывные научные результаты.
— А когда даст?
— Это предсказать так же сложно, как открытие «божественной частицы» на Большом адронном коллайдере. Ведь «Радиастрон» — это технологически один из самых сложных космических проектов за всю историю. Он требует согласованной работы громадного количества компонентов как в космосе, так и на Земле с точностью до атомных стандартов частоты. Сегодня мы добились того, что все работает согласованно и хорошо. Теперь, как и адронному коллайдеру, нам нужно время для того, чтобы накопить научные результаты, а потом обработать.
— Сколько аппарат пробудет на орбите?
— Пять лет. Но это так называемое ожидаемое время жизни. Обычно те проекты НПО Лавочкина, которые были успешными, жили дольше. И у нас есть даже планы на его дальнейшую жизнь: отправить телескоп на еще более высокую орбиту.
МОНСТРЫ ГАЛАКТИКИ

— Из уст академика РАН Николая Кардашева, «отца» «Радиоастрона», однажды прозвучало интересное предположение: рядом с Землей находятся так называемые «кротовые норы» — ходы в другие параллельные вселенные. И что с помощью «Радиоастрона» мы как раз их и сможем отыскать. Это правда?
— Нет, рядом с Землей, то есть в Солнечной системе, их скорее всего нет. Но в глубоком космосе – возможно. В центрах далеких активных галактик, которые мы изучаем, находятся, какие-то сверхмассивные объекты. На них падает вещество с окружающих их пылевых дисков. И тем самым подпитывает эти объекты. Часть вещества еще и выбрасывается наружу в виде очень ярких и очень быстрых джетов. Но что из себя представляет этот центральный сверхмассивный объект — мы до конца не знаем. Возможно, это громадная черная дыра. А, может, и кротовая нора, о которой говорит академик Кардашев. И, может быть, действительно, в будущем появится возможность, о которой мечтали многие ученые и фантасты: чтобы эта «кротовая нора» вас переносила либо в другую Вселенную, либо в другое место нашей Вселенной, либо в другое время. Станут ли «кротовые норы» реальностью или останутся в теории — на этот вопрос постарается ответить «Радиоастрон». Ведь одна из задач, которая стоит перед ним, — исследовать свойства сверхмассивных объектов далеких галактик, так называемых «центральных машин».
— Как телескоп провел год на орбите?
— За этот год мы полностью проверили и доказали работоспособность космического телескопа. И была начата ранняя научная программа по трем направлениям. Это исследование квазаров (активных ядер галактик), которые находятся на очень далеких расстояниях от Земли. Свет от них доходит до Земли за миллиарды лет. Наблюдения пульсаров – мертвых быстровращающихся звезд. И третье направление — исследование областей нашей Галактики, в которых рождаются звезды. Уже получены интересные научные результаты. Например, мы смогли измерить размеры очень компактных ядер в некоторых далеких галактиках. Их излучение оказалось очень ярким. Более ярким, чем обычно измеряемое с Земли. Это позволило нам лучше понять природу ядер квазаров. Мы также уже сейчас стали значительно лучше понимать свойства межзвездной среды в нашей Галактике, так как ее исследование с «Радиоастрон» практически в 3D с помощью пульсаров дало принципиально новые результаты.
— Рядом с Землей черных прожорливых черных дыр не замечено?
— Нет, они находятся далеко от нас.
— К тайне темных материи и энергии еще не подобрались?
— Эта задача требует долговременного накопления наблюдательных данных.
КСТАТИ
НАСКОЛЬКО ТЕЛЕСКОП РОССИЙСКИЙ?
Специалистам сложно указать в процентах присутствие России в этом проекте. Но они охотно перечисляют компоненты спутника, указывая, кто их произвел. Так, платформа самого аппарата, которая обеспечивает его жизнедеятельность, и управление – полностью российские. На этой платформе под названием «Навигатор» находятся солнечные батареи, управляющий компьютер, системы наведения и связи и много другое. Десяти-метровая антенна с 27-ю раскрывающимися лепестками – тоже российского производства. Высокочувствительные приемники на борту – смешанного производства. Например, приемник на 18 сантиметрах — австралийский. Приемник в диапазоне 92 сантиметра – индийско-российский, а диапазона 1 сантиметра – совместного производства США и России. Приемник на 6 сантиметрах — российский.
Еще важные компоненты космического телескопа — «рубидиевый стандарт частоты» производства Швейцарии и «водородный стандарт частоты» — производства России. Кстати, за всю историю космонавтики атомные часы были запущены в космос всего во второй раз и при этом впервые – на орбиту вокруг Земли для долговременной работы.
При этом «Радиоастрон» может работать только в связке с крупнейшими наземными радиотелескопами. В работе с радиострон на регулярной основе принимают участие телескопы России, Украины, Европы, Китая, Японии, Австралии, ЮАР, США.
Таким образом, эксперты называют «Радиоастрон» так: международный проект с лидирующей ролью России.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Мне кажется, что «Радиоастрон» можно сравнить не столько с БАКом, сколько с марсоходом «Любопытство». И тот, и другой сейчас делают первые шаги. Один – проходя каждые 9 суток расстояние от Земли практически о Луны, другой — на Красной планете. Поэтому крупных открытий от обоих надо еще подождать. Ведь оба — эпохальные проекты начала ХХI века.
Источник

Архивы

Сентябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. KratkoNews.com (Кратко) © 2012-2022.