Страна погружена в гражданскую войну
Прошел год со дня гибели Каддафи. За это время Ливия как один из региональных лидеров исчезла. Я думаю, это было одной из основных целей проводимой против Ливии операции: уничтожить страну, имеющую собственный взгляд на ситуацию вещей, претендующую на относительно самостоятельную суверенную внешнюю политику в данном регионе, пытавшуюся вести собственную игру. Такой Ливии больше нет, и, возможно, такой она не станет ни в ближайшие годы, ни когда-либо. Нет Ливии, которая бы демонстрировала действующее внутреннее устройство, отличающееся от тех моделей, которые навязывает Запад.
Ливия, видимо, никогда уже не будет самостоятельным игроком
То есть цель Запада в большинстве случаев – это уничтожение любой альтернативы самому себе, будь то некая альтернативная модель внутреннего развития или модель внешней политики. Ливия, конечно, с поправками и оговорками, но демонстрировала самостоятельную внешнюю политику, и у нее была достаточно оригинальная система внутреннего устройства, в целом не отвечающая тем лекалам, которые Запад обычно навязывает остальным. Теперь этого нет. Страна погружена в гражданскую войну, не очень масштабную, но реальную, горячую.
Ливия, видимо, уже никогда не будет самостоятельным игроком на международной арене. Судя по всему, она будет действовать в дальнейшем в рамках указаний тех или иных внешних партнеров, которым выгодно покупать по более дешевым ценам полезные ископаемые. Ливия добровольно отдает себя под внешнее управление. На мой взгляд, Запад и в первую очередь США совершенно сознательно поощряют в исламском мире наиболее экстремистские радикальные течения, по той простой причине, что образ жизни радикальных течений – это перманентная война. А это само по себе, несомненно, ослабляет светские государства данного региона, делает их недееспособными, погружает их в пучину внутренних междоусобных конфликтов.
США могут быть спокойны за свои интересы, потому что регион можно погружать в напряженность и играть в этой ситуации. По крайней мере, это очень хорошо видно по той практике, которую американцы делают. Во многих частях исламского мира они поощряют наиболее жестокие движения, даже несмотря на то, что все эти движения чаще всего выступают с антизападных позиций. Несмотря на это, ими легко управлять и добиваться собственных целей. А потом создаются прекрасные поводы для западного присутствия, как это было в Афганистане, как в Ливии и прочее.
Каждый должен понимать, чего стоит риторика Запада
Трудно сказать, останется ли Ливия единым государством. На самом деле Запад это не волнует: его интересует доступ к ливийской нефти, а для этого единство государства необязательно. Если какие-то куски Ливии, не представляющие прямого интереса для Запада, отвалятся, то Запад ничего страшного в этом не увидит. Очень часто Запад действует по модели поощрения любого регионального сепаратизма, потому что он ослабляет крупные и сильные государства, ведет к их раздроблению на мелкие и слабые. Ими легче управлять, сталкивать между собой и действовать по принципу «разделяй и властвуй».
Новых уроков Ливия не преподала, но еще раз показала, что Запад готов действовать по двойным стандартам, пренебрегая международными нормами и даже теми принципами, которые сам и провозглашает, добиваясь тех или иных целей. Каждый должен понимать, чего стоит риторика Запада. Ни хорошие экономические отношения, ни личные связи не являются гарантией, что против вас не применят грубую силу, если сочтут вас неугодным.
По материалам : Источник