Украина постепенно перестает играть роль главной страны-транзитера российского газа в Западную Европу. За последний год объем его поставок через территорию страны уменьшился на 20 процентов. По мнению экспертов, этот факт можно объяснить сокращением энергопотребления в странах ЕС, а также запуском газопровода «Северный поток», который проложен по дну Балтийского моря. Руководство «Газпрома» намерено с 2013 года инвестировать два миллиарда долларов в модернизацию газопровода «Ямал-Европа», проходящего через Беларусь, что должно увеличить его пропускную способность на треть. А 7 декабря стартует очередной масштабный проект «Газпрома» — «Южный поток».
Арифметика «Газпрома»: ноль для Украины
Уже через три-четыре года, если все планы «Газпрома» удастся реализовать, концерн будет обладать транспортной инфраструктурой для поставок газа, достаточной чтобы отказаться от услуг Украины. «Сокращение транзита через территорию Украины продолжится и в будущем, — заявил в интервью DW Ильдар Газизуллин, эксперт Международного центра перспективных исследований. — Но я не думаю, что это будет радикальное сокращение в несколько раз».
Маршрут газопровода «Северный поток»
С таким прогнозом согласен и аналитик Центра имени Разумкова Владимир Омельченко. «Ни «Северный поток», ни «Южный поток» не смогут стать полноценной заменой украинской газотранспортной системе (ГТС), — отмечает эксперт. — Ведь Украина имеет уникальную систему газохранилищ мощностью в 30 миллиардов кубометров. Они играют ключевую роль в стабильности обеспечения Европы газом».
Стратегические газохранилища
Стратегическое значение украинских подземных хранилищ для энергетической безопасности Европы подчеркнул и Йонас Грец (Jonas Grätz), аналитик Центра по исследованию проблем безопасности в Цюрихе (Center for Security Studies ETH Zürich). «Эти газохранилища составляют треть объемов резервов газа всего Евросоюза.
В прошлом они уже не раз использовались европейскими компаниями, чтобы зимой, когда значительно возрастают объемы потребления, гарантировать стабильность поставок», — объяснил немецкий эксперт. По его словам, достойной замены украинским газохранилищам проекты «Газпрома» не предусматривают. «В Сербии строятся такие резервуары, но это мизерные объемы по сравнению с тем, что находится в распоряжении Украины», — говорит Грец.
По его словам, Украина недостаточно использует потенциал своих газовых хранилищ. Ведь до сих пор только Киев управляет ими. А вот интеграция возможностей хранилищ в европейский энергорынок позволила бы использовать имеющиеся резервы на полную мощность. А это, в свою очередь, гарантировало бы загруженность украинской ГТС.
Помощь Европы под вопросом
С юридической точки зрения ничто не мешает Украине интегрироваться в энергорынок ЕС. Еще несколько лет назад Киев присоединился к Европейскому энергетическому сообществу, в которое входят страны ЕС и ряд балканских государств. По данным агентства «Интерфакс-Украина», Киев уже обратился к партнерам по сообществу за помощью, поскольку видит в строительстве «Южного потока» угрозу национальным интересам.
Владимир Омельченко отмечает, что целью Европейского энергетического сообщества является желание не допустить усиления монополизации на европейском рынке, которую несет с собой строительство новых газопроводов «Газпрома». Однако эксперт сомневается, что партнеры по сообществу будут идти на конфронтацию с российским газовым монополистом в нынешней ситуации.
«После вступления в Европейское энергетическое сообщество Украина не выполняет должным образом взятые на себя обязательства по либерализации своего газового рынка, созданию конкурентной среды и прозрачных правил игры», — сетует Омельченко. В свою очередь Ильдар Газизуллин называет коррупцию причиной слишком медленного проведения реформ: «Главная предпосылка создания конкурентной среды — увеличение цен на газ для населения до рыночного уровня. Но есть люди, которые зарабатывают миллионы на льготах, в несколько раз дороже продавая промышленным предприятиям газ, предназначенный для населения».
Путь в Таможенный союз?
Эксперты указывают на то, что промедление с реформами только ухудшает положение Украины в условиях давления со стороны «Газпрома». В частности, из-за многомиллиардного дефицита средств у компании «Нафтогаз», который является бременем для госбюджета, Киев не может получить кредиты Международного валютного фонда (МВФ).
Украине бессмысленно ждать помощи от ЕС пока в стране есть политические заключенные, а также существуют проблемы с проведением честных выборов, признают собеседники DW.
«Если продолжится экономический спад, то путь Украины один — в Таможенный союз (ТС). Это может оказаться единственным вариантом самосохранения власти», — убежден Владимир Омельченко.
По его словам, этот сценарий властям нравится больше. Ведь в таком случае нет необходимости в неудобных для многих реформах, но есть шанс пересмотреть условия невыгодных для Украины газовых контрактов от 2009 года.
Ильдар Газизуллин полагает, что только вступление Украины в Таможенный союз может заставить Москву отказаться от «слишком дорогого, экономически нерационального и чисто политического» проекта «Южный поток».
По материалам : Источник