Тунгусской феномен,случившийся 30 июня 1908 года до сих пор создает множество спором в научных кругах о своем происхождении.В тот день,30 июня 1907 года на высоте 6 км. взорвался странный объект.Сейсмические центры в Иркутске,Тифлисе,Берлине зафиксировали подземные толчки.Отголоски происшествия почувствовали даже на западном побережье США.Отмечается, что ещё за три дня до события, начиная с 27 июня 1908 года, в Европе, европейской части России и Западной Сибири стали наблюдаться необычные атмосферные явления: серебристые облака, яркие сумерки, солнечные гало.
Тем не менее экспозиция в данный район была направлена лишь спустя двадцать лет,что является неприпустимым отношением к науке.В 1927 году экспедиция с Леонидом Куликом прибыла в Тунгусскую зону.Что застали исследователи,многих повергло в шок.В радиусе 2000 км. все деревья были повешены ровными стопками от эпицентра взрыва.Группа тотчас решила направиться к предполагаемому эпицентру взрыва.Кулик считал,что такие разрушения может создать лишь упавший огромный метеорит,что к стати и считается до сих пор официальной версией тунгусского феномена.Прибыв в эпицентр,увы,ничего необычного небыло обнаружено,даже наоборот,в центре целых 2 км. были абсолютно не тронуты взрывом.Тем не менее,не смотря на эти противоречащие факты падения метеорита,было решено придерживаться только этой версии.Особых результатов группа не получила,достаточные количества вещества небыли обнаружены .Правда было собрано не большое количество странных шариков.
в научных кругах это событие вызвало споры и начали выдвигаться гипотезы о падении НЛО ,которое взорвалось не достигнув земли или испытание сверхнового оружия.
Условно все гипотезы можно разделить на группы: метеоритная, кометная, геофизическая, атомная, ядерная, техногенная, газовая, теория антивещества и другие.
Мощность взрыва была оценена в 50 мегатонн,что является мощностью водородной бомбы.
Повезло и в том смысле,что данный регион практически является пустынным и не заселенным.
Наблюдения очевидцев
Одним из самых известных свидетельств очевидцев является сообщение Семёна Семёнова, жителя фактории Ванавара, находившейся в 70 км на юго-востоке от эпицентра взрыва:
Только я замахнулся топором, чтобы набить обруч на кадушку, как вдруг на севере небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три. После удара пошел такой стук, словно с неба падали камни или стреляли из пушек, земля дрожала, и когда я лежал на земле, то прижимал голову, опасаясь, чтобы камни не проломили головы. В тот момент, когда раскрылось небо, с севера пронесся горячий ветер, как из пушки, который оставил на земле следы в виде дорожек. Потом оказалось, что многие стекла в окнах выбиты, а у амбара переломило железную закладку для замка двери.
Ещё ближе к эпицентру, в 30 км от него на юго-восток, на берегу реки Аваркитты, находился чум братьев-эвенков Чучанчи и Чекарена Шанягирь:
Наш чум тогда стоял на берегу Аваркитты. Перед восходом солнца мы с Чекареном пришли с речки Дилюшма, там мы гостевали у Ивана и Акулины. Мы крепко уснули. Вдруг проснулись сразу оба — кто-то нас толкал. Услышали мы свист и почуяли сильный ветер. Чекарен еще крикнул мне: «Слышишь, как много гоголей летает или крохалей?». Мы были ведь еще в чуме и нам не видно было, что делается в лесу. Вдруг меня кто-то опять толкнул, да так сильно, что я ударился головой о чумовый шест и упал потом на горячие угли в очаге. Я испугался. Чекарен тоже испугался, схватился за шест. Мы стали кричать отца, мать, брата, но никто не отвечал. За чумом был какой-то шум, слышно было, как лесины падали. Вылезли мы с Чекареном из мешков и уже хотели выскочить из чума, но вдруг очень сильно ударил гром. Это был первый удар. Земля стала дергаться и качаться, сильный ветер ударил в наш чум и повалил его. Меня крепко придавило шестами, но голова моя не была покрыта, потому что эллюн задрался. Тут я увидел страшное диво: лесины падают, хвоя на них горит, сушняк на земле горит, мох олений горит. Дым кругом, глазам больно, жарко, очень жарко, сгореть можно.
Вдруг над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, и, как бы тебе сказать, будто второе солнце появилось, русские сказали бы: «вдруг неожиданно блеснуло», глазам больно стало, и я даже закрыл их. Похоже было на то, что русские называют «молния». И сразу же был агдыллян, сильный гром. Это был второй удар. Утро было солнечное, туч не было, наше солнце светило ярко, как всегда, а тут появилось второе солнце.
Вскоре после взрыва началась магнитная буря, продолжавшаяся 5 часов.