Загадочное исчезновение самолета Ан-2 с пилотом и 12 пассажирами на борту на севере Свердловской области до сих пор не дает покоя уральцам. За полгода тщательных поисков спасатели не смогли найти ни «кукурузник», ни людей. При этом следователям не удалось выяснить, зачем те отправились в полет и куда направлялись, что делает историю еще более таинственной. Очевидно одно: операция по их спасению стала беспрецедентной по своему масштабу и стоила областному бюджету порядка 30 миллионов рублей.
Самолет, арендованный у челябинской компании «Авиа Зов» для борьбы с лесными пожарами на Среднем Урале, вылетел с небольшого серовского аэродрома вечером 11 июня 2012 года. Он поднялся в небо самовольно: не запрашивая разрешения у диспетчерской службы и не предупреждая о направлении полета. Как позже выяснилось, за штурвалом сидел пилот Хатип Кашапов, а на борту находилась компания друзей, в том числе начальник серовской ГИБДД Дмитрий Ушаков.
Все говорит о том, что люди собирались в полет в спешке — они не только не предупредили родных о своем путешествии, но даже не взяли с собой телефоны. Охранник аэродрома сел в самолет в шортах и тапочках, забыв на рабочем месте сотовый, а летчик не захватил ни пилотную сумку с картами, ни средства экстренной связи. Сам же Ан-2 был оборудован лишь сигнальным маячком.
Не исключено, что рейс был «коммерческим». Жители Серова рассказывают, что «кукурузник» регулярно катал желающих. Причем за весьма демократичную плату — всего тысяча рублей с человека за получасовой полет. Возможно, компания просто решила по-быстрому полюбоваться видами природы с воздуха и вернуться.
По факту исчезновения самолета Уральское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц» (263 УК РФ). Следователи сразу же отмели версии о захвате судна и непригодных для полета метеоусловиях. В качестве одной из основных причин пропажи самолета стала рассматриваться техническая неисправность.
Однако, как рассказал «РГ» руководитель управления Дмитрий Путинцев, в ходе следствия выяснилось, что воздушное судно было в хорошем состоянии и могло эксплуатироваться еще три года. Кроме того, «кукурузник» регулярно подвергался плановому осмотру, в том числе за пару месяцев до вылета. При этом командир воздушного судна был достаточно опытным пилотом. Кашапов летал на Ан-2 уже 28 лет и даже был награжден знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет часов» первой степени. Поэтому вряд ли мог допустить фатальную ошибку.
Последней рассматривалась версия о том, что «кукурузник» мог сломаться в пути из-за некачественного топлива. Но экспертиза горюче-смазочного материала, которым заправлялось судно, показала: оно в норме. В связи с этим следователям пришлось приостановить расследование уголовного дела с официальной формулировкой «до обнаружения новых обстоятельств произошедшего», попросту говоря — до нахождения самого Ан-2.
Шестимесячная операция по розыску пропавшего судна не дала результата. Хотя самолет искали всем миром. Ежедневно на поисках работали до полутора тысяч человек: сотрудники МЧС практически со всех регионов УрФО, бойцы ОМОН и МВД. Им помогали волонтеры, лесники, рыболовы, охотники.
Каждый день спасатели по 12 часов прочесывали тайгу. Часть поисковиков забрасывали на вертолетах в отдаленные труднодоступные районы. Там они работали по три дня, а потом сменялись. Сказать, что условия были тяжелыми — ничего не сказать. Корреспондент «РГ» лично удостоверилась в этом, отправившись в Серов, чтобы поучаствовать в спасательной операции. Искать самолет приходилось в непроходимой тайге, пробираясь через густые заросли ельника и преодолевая бурелом. Все бы ничего, если бы не приходилось тщательно экипироваться: надевать защитный костюм, сапоги, перчатки, «сетку» на голову. И это в почти постоянную тридцатиградусную жару. Но как бы ни было жарко в обмундировании, снимать его нельзя: кругом тьма комаров и мошек. Было видно, что за месяц работы в таких условиях спасатели находились на пределе сил.
На территории поиска работало порядка 350 единиц техники, в частности ,спасатели эхолотами проверяли водоемы. Одновременно с пешим проводился и воздушный поиск, в котором в общей сложности было задействовано 13 самолетов. Начальник управления организации авиационно-космического поиска и спасения Росавиации Сергей Прусов назвал операцию беспрецедентной: за пару месяцев поиска Ан-2 воздушные суда налетали в четыре раза больше часов, чем за весь 2011 год.
МЧС даже обратилось за помощью к российской службе космического мониторинга. Однако сначала отечественный спутник, проходя над территорией Свердловской области, не смог сделать снимок из-за плохой погоды, а потом и вовсе сломался. В итоге пришлось воспользоваться съемкой зарубежной космической техники. Но найти пропавший «кукурузник» на сделанных ими изображениях специалистам оказалось не под силу. В итоге фотографии выложили в Интернете, чтобы все желающие тоже попытались отыскать пропавшее судно.
При этом спасатели проверяли сообщения от всех, кто якобы знает о местонахождении Ан-2, вплоть до того, что обследовали места, указанные экстрасенсами. Но ни одно «свидетельство» не оказалось правдивым.
— Проведение операции осложнило множество факторов, — признался «РГ» начальник главного управления МЧС по Свердловской области Андрей Заленский. — Во-первых, в связи с тем, что самолет улетел в неизвестном направлении, было не понятно, где его искать. Во-вторых, территория поиска оказалась очень обширной и крайне сложной. Причем на большей ее части нет связи, зато встречаются магнитные аномалии, негативно действующие на приборы. Там тайга с густыми лесами и болотами. Кедры и сосны достигают 60 метров. А длина Ан-2 — около 12. Так что он легко мог затеряться среди них. Самолет при потере центровки падает вниз хвостом или мотором, поэтому он мог встать вертикально между деревьями и скрыться за ветками. В таком случае увидеть судно с воздуха можно только с определенного ракурса. В-третьих, видимость снижали частые дожди. Наконец, еще один негативный фактор — малонаселенность местности.
Спустя несколько месяцев, когда территория, на которой мог находиться самолет, была обследована не один раз, поисковые силы стали сворачивать. Была надежда, что самолет удастся найти осенью, после того, как в тайге опадет листва. Однако авиация не смогла отыскать «кукурузник» и среди голых деревьев. И, когда на севере пошел снег, мешающий воздушному поиску, региональное правительство официально заявило о прекращении спасательной операции.
Когда власти назвали общую сумму, затраченную на поиски самолета, многие свердловчане задались вопросом, почему налогоплательщики должны из своего кармана платить за чью-то халатность. Конечно, 30 миллионов — не такие уж большие деньги для региона, но и они не лишние. Однако, как отметил в разговоре с «РГ» губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, государство не может бросить людей — их обязаны были искать, несмотря ни на что.
Факт
В 2012 году в УрФО произошли две авиакатастрофы. В феврале в Курганской области во время тренировочного полета упал бомбардировщик Су-24М. Причиной крушения стало неудачное упражнение по дозаправке в воздухе. Экипаж успел катапультироваться.
В апреле лайнер ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр» разбился после вылета из тюменского аэропорта Рощино. На борту было 43 человека, 31 погиб на месте, еще двое скончались в больницах. Предварительной причиной авиакатастрофы назвали наземное обледенение — перед вылетом самолет не прошел специальную обработку, несмотря на неблагоприятные погодные условия
По материалам : Источник