Бомбардировщики на аэродроме недалеко от северокорейского города Синыйджу. © Jacky Chen/Reuters
Северная Корея завершила во вторник, 9 апреля, подготовку запуска очередной баллистической ракеты с ядерным зарядом, об этом во вторник сообщает источник южнокорейской разведки, передает агентство Ренхап. «Технически ее запуск может быть осуществлен уже завтра», — сообщил собеседник агентства.
Центральное телеграфное агентство Северной Кореи прямо сообщило, что ситуация на Корейском полуострове движется к ядерной войне, а потому предупреждает туристов и иностранных граждан, работающих на зарубежные организации на всей территории Южной Кореи, о необходимости заранее изучить планы по эвакуации из этой страны.
Таким образом, ситуация на Корейском полуострове накаляется все сильнее. Мир в ожидании. Пойдут ли, как и 60 лет назад, северный и южный кореец, брат на брата? Впрочем, много больше мировое сообщество волнует, как же поступят в случае конфликта военные союзники корейцев. Как известно, южан поддержат американцы, у которых в свою очередь, еще и договор о сотрудничестве с Японией. В то же время Северная Корея с 1961 года скреплена узами дружбы с Китаем, и если в заварушку «впишутся» все стороны, то конфликт, по идее, тут же перерастет в Третью Мировую.
Президент США распорядился не наносить упреждающего удара по полигону, куда КНДР перебросила две баллистические ракеты средней дальности. В Пентагоне заявили, если ракеты будут запущены по Южной Корее, Японии или острову Гуам, где находится военная база Соединенных штатов, американские военные перехватят атаку, а если удар будет нанесен в океанское пространство, никаких действий предпринято не будет. Пока не будет…
Впрочем, всех нас больше всего интересует, на чьей стороне в возможном конфликте выступит Россия, или удастся отсидеться в сторонке? Потому, главный вопрос: насколько велика опасность эскалации конфликта? Насколько реальна ядерная потенция Кима Третьего? А в самом ли деле международное сообщество хотело бы избавиться от дальневосточного мальчиша-плохиша? Во всех этих вопросах разбирались корреспонденты «Ридуса».
Старый новый конфликт
События, точнее информационный шум вокруг Северной Кореи шел последнее время «крещендо», по нарастающей, источником звука была, конечно, пэктусанская держава, а партитура в общем-то не отличалась от предыдущих концертов, что закатывали три поколения Кимов своим соседям.
Военные маневры, провокационные запуски ракетных носителей неизвестно чего, угрозы запустить ядерный реактор и предложение международному сообществу отозвать своих дипломатов из Пхеньяна – уберите детей и женщин, а то будет море крови, держите меня семеро! – все это бывало и раньше.
И повторяется регулярно: из режима перемирия с Республикой Корея КНДР выходит не впервые, войну Штатам объявляет не в первый, не во второй и – даст Бог – не в последний раз. В «крайний раз» это было в 2009 году. И что же? Гораздо важней всей этой трескотни прозвучало в воскресенье негромкое предупреждение Китая своему истеричному соседу о том, что КНР ожидает обеспечения безопасности для своих дипломатов. Без правовых эвфемизмов это означает предложение не забываться и помнить, с чьей руки ты кормишься.
© KCNA/Reuters
Хотят ли корейцы войны?
Собственно, именно вымогательство пищи и прочих бонусов и является целью этих чучхейских выступлений: перед нами просто бизнес на международной политике – а точней, напряженности – просто такая криминальная специализация клана Кимов, так они зарабатывают.
В этой суете все при деле: американцы перебрасывают туда-сюда систему противоракет THAAD, группы эсминцев и самолетов — истребители F-22 Raptor, В-2 и В-52 – что в иное время вызвало бы массу вопросов и даже протестов у той же международной общественности; генсек ООН умиротворяет потенциального агрессора – ему это по штату положено; международные организации экстренно выбивают у международного же сообщества гуманитарку для подданных Кима – и с удовольствием и пользой перераспределяют ее; ведущая Первого канала Ирада Зейналова надрывным баритоном риторически вопрошает о возможности ядерной войны в двухстах километрах от Владивостока.
«США переместили стратегический центр для своего мирового господства на Азиатско-тихоокеанский регион и считают нас первым объектом атаки, — с удовольствием, в стиле «так я и знал» констатирует в марте на Пленуме ЦК Трудовой партии Кореи внук и сын двух генералиссимусов Ким Чен Ын, сам пока еще Маршал, но уже Блестящий руководитель. – Тем крепче нам следует взять в руки ядерный булат и открыть широкий простор к росту богатства, могущества, процветанию».
Куда уж яснее, но, оказывается, о наследственном и традиционно методе достижения своих целей можно заявлять еще прозрачней: «Товарищ Ким Чен Ир своей выдающейся политикой сонгун вел ожесточенную ядерную конфронтацию с США от победы к победе». Достаточно просто заменить слово «конфронтация» словом «шантаж» — и перед нами северокорейское ноу-хау добычи всего необходимого.
Насущный интерес КНДР не только в хлебе насущном – рис и кукурузу «подгонит», как обычно, Китай, а кимовская элита и так не голодает, однако – озабочена своей безопасностью.
«Если обладать надежной способностью к нанесению точного ядерного удара по агрессорам и очагам агрессии, где бы они ни находились на Земле, то никакие агрессоры не осмелятся напасть», — поясняет своим Блестящий руководитель на том же Пленуме и приводит примеры некоторых балканских и арабских стран, которые такой надежной способностью, увы, не обладали – и что получили?!
© KCNA/Reuters
Кто за кого?
У наблюдателей – необязательно экспертов, но и вполне себе заурядных российских потребителей новостей возникает логический вопрос или даже два. Как долго Ким-младший будет «тренировать» своих соседей, и не только японцев, южных корейцев и Штаты – в двухстах километрах Владивосток, в 15 минутах полета северокорейской ракеты Новосибирск — угрозой ядерного удара и существует ли реальная угроза или это большущий северокорейский блеф? И есть минимум два фактора, внушающих неуверенность в традиционном умиротворении корейцев-красноармейцев обычным разблокированием счетов северокорейской знати в Макао и поставками дармовых энергоносителей в виде мазута из США и килокалорий – кукурузы из КНР.
Во-первых, никогда еще южане из Республики Корея не отвечали своим северным землякам столь резко. «Хорошего нет, в первую очередь из-за нехарактерной боевитости Юга, точнее – южнокорейских военных. Раньше на Юге такие вещи в целом спускали, сейчас – всерьёз собираются, как говорится на Севере, «на удар ответить стократно, ответить тысячекратно», — пишет в своем журнале пожалуй лучший российский знаток обеих Корей Андрей Ланьков.
Кроме того, никогда еще раньше, давно уже привыкшие к чучхейскому шантажу, тихоокеанские соседи северокорейцев, так не паниковали. В частности, в японских СМИ появилась информация о том, что Пхеньян может нанести свой первый удар уже в среду. В Токио начали активно готовиться к перехвату северокорейских ракет. В центре японской столицы у здания Минобороны страны размещен зенитно-ракетный комплекс Patriot. Также два корабля с зенитными ракетами большой дальности заняли позиции в Японском море, сообщает ИТАР-ТАСС.
Но тут стоит отметить, что в случае конфликта КНДР останется в гордом одиночестве. «Западные СМИ, ссылаясь на Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который наши страны подписали в 1961 году, часто говорят, что между Китаем и КНДР существует военный союз, из этого делается вывод, что если Америка нападет на Северную Корею, то мы будем обязаны оказать КНДР военную помощь, вплоть до непосредственного участия в конфликте», — рассказывает военный обозреватель китайского портала Huanqiu Чжан Юнь и подчеркивает, что тот договор фактически заключался всего на 20 лет. «Однако поскольку ни одна из сторон не заявляла о том, что срок действия договора истек, то формально он еще в силе», — добавляет эксперт.
«Если мы придем к выводу, что действия Северной Кореи могут привести к тому, что Китай ввяжется в какой-либо региональный конфликт, либо еще каким-либо негативным образом сказываются на наших интересах или безопасности, то Китай немедленно выразит свой протест, опираясь на первый пункт этого договора, — заключает Чжан Юнь. – Впрочем, между нашими странами нет никакого военного союза.
«Войну на Корейском полуострове может начинать либо псих, либо самоубийца, ни в том, ни в другом северокорейские власти не замечены, — полагает Старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. – Политика Южной Кореи направлена на восстановление мира между севером и югом. Опасаться надо того, что в отношении общей нервозности у кого-то могут сдать нервы, либо произойдет недопонимание».
Каков потенциал?
Однако если все-таки произойдет недопонимание? Какова ядерная потенция «неформального члена ядерного клуба» КНДР?
В отношении начинки ингредиентов ядреной северокорейской кухни всё можно изложить достаточно кратко. Атомный реактор в Йонбене мощностью 5 мегаватт, единственный объект в Северной Корее, способный вырабатывать топливо для ядерного оружия, построенный еще в 1964-м году и демонстративно взорванный (точнее не целиком, а только градирня – охлаждающая башня) в обмен на гуманитарку в 2008 году, начали, вроде бы, восстанавливать. Однако с реальными носителями его возможной продукции всё мрачнее.
Некоторые государства закупают системы «Скад-Б», «Скад-Ц» и «Нодон», некоторые производят что-то подобное – и тогда представление об этих работах дают программы лётных испытаний, которые невозможно провести скрытно, они дают внешним наблюдателям общие сведения о возможностях ракет. Именно последнее – испытания носителей — мировое сообщество наблюдало последние месяцы, именно поэтому Штаты перебросили поближе систему противоракет THAAD и остальную икебану аналогичного назначения.
Всевозможные «Нодон», «Тэпходон», «Хвасон» и «Ынха» — являются ли они модификациями, развитием или принципиально новым продуктом пхеньянской кухни, вникать в которую должно экспертам – реально существуют. Плохо они или хорошо летают (еще неизвестно, что хуже!), доподлинно неизвестно. Впрочем, Алекс Веллерстейн, научный историк из Американского института физики, автор блога «Ядерная безопасность», уверен, что ядерный потенциал КНДР серьезной угрозы не представляет.
© nuclearsecrecy.com
Согласно его расчетам, самый мощный заряд, которым обладает Северная Корея (10 кт), в случае гипотетического падения на Москву разнесет лишь центр города – от Театральной до Болотной площади, а район радиационного заражения в этом случае едва выйдет за пределы Бульварного кольца. Впрочем, и это мало приятно, ведь в чучхейской истерике северокорейская гордость может быть запущена куда угодно…
Впрочем, даже в подспудную угрозу, видимо верят не очень многие. Во всяком случае, ни одна из стран, чье представительство есть в КНДР, не отозвала сотрудников своих дипмиссий.
Ну, и знакомые российские корейцы созвонились с южно-корейской роднёй, проживающей у северной границы – и услыхали: «Да всё у нас тихо! Эти, на Севере, ходят туда-сюда с флагами, а наш папа за пивом пошёл…».
По материалам : Источник