В июне в московских прудах нашли личинки малярийного комара.
«В трёх зонах отдыха без купания – «Екатерининский пруд» (ЦАО), «Кузьминские пруды», «Дворцово-парковый ансамбль «Лефортово»» (ЮВАО) обнаружены личинки комаров рода Анофелес», – заявили в столичном управлении Роспотребнадзора.
Комар рода Анофелес – потенциальный переносчик малярии. Напившись крови человека, зараженного этой болезнью или просто носителя, комар в течение нескольких недель представляет угрозу для всех. Все это время в его организме развиваются плазмодии – одноклеточные организмы, вызывающие малярию. Если такой комар укусит здорового человека, проблем не миновать. А виновато в появлении этих тропических гостей пресловутое глобальное потепление.
«Глобальная климатическая катастрофа может разразиться через 10 лет», –заявил сделал один из ведущих американских исследователей климата Джеймс Хансен. Эксперт считает, что необходимо срочно предпринять решительные действия против потепления, то есть ограничить выбросы в атмосферу углекислого газа, из-за избытка которого медленно, но верно подтаивают все мировые ледники. В противном случае многие прибрежные города будут затоплены, а половина биологических видов исчезнет.
У планеты «срывает крышу»
Глобальное потепление, вызванное «парниковым эффектом» – это результат концентрации углекислого газа, метана и других газов в атмосфере Земли за счет сжигания топлива. Причина его очевидна – человечество сейчас сжигает за день топлива в объеме геологических образований за десятки тысяч лет.
Россияне уже привыкли к термину «глобальное потепление», летней жаре и никаких опасений за свое здоровье в связи с этим не испытывают. И совершенно напрасно! Вот только несколько тревожных фактов: предпоследний раз рекордная среднегодовая температура на планете была зафиксирована в 1998 году. Она составила 14,57 градуса по шкале Цельсия. Но в 2001 году и этот рекорд был побит! В целом в течение 20 века температура на Земле выросла на 0,6 градуса. Нынешнее столетие, считают метеорологи, отличится повышением уже на 6 градусов. Цифры, казалось бы, ничтожные. Но из-за этих «мелких» климатических изменений многие российские города (например, Санкт-Петербург) могут целиком уйти под воду.
Что же происходит с погодой? Большинство специалистов приходят к выводу, что преследующие нас в последние годы метеорологические рекорды – первые ласточки полного изменения климата Земли. Проще говоря, от жары у планеты «срывает крышу». Вероятно, через 80 лет Северный полюс освободится от льдов – с пятидесятых годов прошлого века площадь ледяного покрова там уменьшилась на 20 процентов, а средняя толщина льда зимой сократилась с на 40. Полностью процесс таянья северных льдов завершится к сентябрю 2079 года.
Смертельный удар нам готовят гималайские горы – таяние гималайских ледников принимает катастрофические масштабы.
Боязнь катастрофических явлений заставляет правительства разных стран выделять огромные средства на борьбу с потеплением. Но насколько необходимы эти расходы? Не ведем ли мы борьбу с «ветряными мельницами»?
Вот мнение американского ученого Джеймса Хансена, возглавляющего научно-исследовательский институт при Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА): «Если страны продолжат замалчивать проблемы изменения климата, то через 10 лет мы получим совершенно другую планету. Я думаю, что у нас остался очень короткий период, в течение которого нужно решить этот вопрос … десять лет – это максимум. Правительствам следует принять меры, направленные на ограничение выбросов углекислого газа, чтобы не позволить средней температуре воздуха подниматься более чем на 1 градус по Цельсию за год. Если же температура в мире будет расти на 2–3 градуса ежегодно, то ледники начнут быстро таять, в результате чего большая часть Нью-Йорка окажется под водой. Засухи и периоды жары будут длиться дольше, появятся новые очаги мощных ураганов. Человечество не может без последствий жечь все доступное нам сейчас ископаемое топливо, не провоцируя резких перемен климата. И это не гипотеза. Я слишком хорошо понимаю суть углеродного цикла, чтобы говорить что-то без веских на то оснований. Последствия потепления мы наблюдаем давно: особо жаркие дни, засухи, ливни, ураганы, наводнения, резкие перепады температур. Результаты новых исследований доказывают, что оно делает ураганы более свирепыми. И происходит это уже сейчас, а не в отдаленном будущем».
Барометр обещает бурю
Нам выпало жить в эпоху природных катастроф. Нарушилось равновесие стихий, растёт средняя температура на Земле, увеличивается уровень ультрафиолетового излучения, каждый год миллионы людей планеты остаются без крова – ураганы, смерчи, наводнения, цунами разметают их жилища.
Если температура на Земле будет продолжать повышаться, то в тропиках начнет выпадать больше осадков, а в засушливых районах дожди станут еще более редкими и они превратятся в пустыни. Температура морей также повысится, что приведет к затоплению побережий и усилению штормов. Повышение среднегодовой температуры может растопить часть многолетних льдов, покрывающих некоторые районы суши, образовавшаяся вода в конечном итоге стечет, а значит, сократятся жилые земли. Климатологи подсчитали, что если растают гренландские и антарктические ледники, уровень Мирового океана повысится на 70-80 метров! Наивно думать, что все это никак не отразиться на состоянии здоровья людей.
Как утверждает Мелани Фрезер из Вашингтонского университета, в результате глобального потепления заметно расширится ареал обитания теплолюбивых разновидностей всевозможных жуков и москитов, а также ускорится процесс их размножения. Последствия предполагаемого роста популяции насекомых могут оказаться катастрофическими.
В первую очередь, это касается различных инфекций, переносчиками которых являются насекомые. Дело в том, что, уже сейчас можно говорить об изменениях границ расселения паразитов, и в дальнейшем эта тенденция приобретет глобальные масштабы. Прогноз неутешителен: букашки, ныне обитающие в субтропиках, постепенно потянутся на север, где условия для их проживания станут вполне благоприятными. А это, в свою очередь, приведет к тысячам новых смертей от малярии, энцефалита, болезни Лима и прочих недугов.
Кроме того, появившись в новых районах, быстро размножающиеся насекомые нанесут серьезный ущерб сельскохозяйственным угодьям. «В таком случае фермерам потребуется куда большее число пестицидов, чем сейчас, – говорит Фрезер. – Понятно, что это обойдется им в копеечку».
Английский ученый Джеф Дженкинс, занимающийся проблемами парникового эффекта и много путешествующий по России, был как-то в Самаре. В этом городе нет моста между берегами реки – летом традиционно сооружают паром, а зимой перебираются по льду. Но вот корка льда оказалась совсем тонкой, и на другой берег попасть было уже нельзя…
Дженкинс говорит: «Я специально вашей страной занимаюсь. Осадков в России будет больше на 40-60 процентов. Уровень моря поднимется почти на метр. Будут наводнения. В Санкт-Петербурге построили десятикилометровую дамбу вокруг города и правильно сделали. Глобальное потепление уже привело к повышению уровня Мирового океана на 20 сантиметров, из-за чего правительство Новой Зеландии эвакуировало треть жителей островного океанского государства Тувалу, которое почти полностью погрузилось под воду».
Парниковый эффект отправят на дно?
Значительные человеческие жертвы и огромный ущерб вызвали последние тайфуны в США и недавние наводнения в Западной Европе. Ежегодно в результате паводков страдает юг России, еще до сих пор не до конца ликвидированы последствия затоплений и разрушений в Крымске. В результате плохой видимости из-за туманов и повышенной скользкости на дорогах в авариях гибнут и травмируются десятки тысяч людей.
В то время как Европа подсчитывает материальный ущерб от наводнений и ведет ожесточенные дебаты, у нас последствия негативного воздействия парникового эффекта не рассматриваются вовсе. Этому способствует широко распространенное убеждение, что «это все стихия».
В Великобритании, например, углекислый газ, который вырабатывается предприятиями, будут скапливать на дне Северного моря. Предполагается, что он по специальным трубам начнет поступать туда, откуда перед этим изъяли нефть и природный газ. На эту масштабную экологическую программу правительство Англии выделило 40 миллионов фунтов стерлингов.
Но решить проблему в глобальном масштабе могут только возобновляемые источники энергии, развитие которых очень зависит от доброй воли государств. И здесь возникает потребность в создании системы стимулирования и контроля. Киотский протокол – лишь начальный шаг к нему в мировом масштабе, однако останется ли у человечества время для принятия более радикальных мер?
По материалам : Источник