Россия проспала «сланцевую революцию»? Точнее, она упорно не хотела её замечать. Многолетнее вдалбливание мысли о том, что всё это «пузырь» и не более того, закончилось полным фиаско.
Доказательство такого финала (хотя кто-то и скажет, что это всего лишь «промежуточный финиш») простое: недавнее решение Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не снижать добычу. Ведь почему состоялось именно такое решение, обрушившее мировые цены на нефть? Потому что США успешно реализовали перспективы сланцевых нефти и газа, мощнейшим образом нарастив их добычу в последние годы. Более того, они будут делать это и дальше, еще больше снижая энергозависимость США и планируя уже с 2015 года начать крупные поставки на экспорт не только продуктов переработки нефти, но и сырой нефти. ОПЕК в такой ситуации просто не могла снизить квоту, чтобы сохранить свою долю на рынке. Надо было учитывать и то, что недавнее положительное решение американской администрации по строительству нефтепровода Keystone XL приведет к выходу на мировой рынок еще и канадской битуминозной нефти и снятию инфраструктурных ограничений на поставку сланцевой нефти США на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на берегу Мексиканского залива.
Есть еще одно важное доказательство того, что «сланцевая революция» в США свершилась. Нынешние одни из самых высоких в мире темпов экономического роста в США (3,9% в III-ем квартале 2014 г. по сравнению с предыдущим кварталом) являются в значительной мере следствием возросшей конкурентоспособности американских производителей. Почему вдруг выросла конкурентоспособность? Потому что низкие внутренние цены на нефть и газ обеспечили ценовую конкурентоспособность.
Американская «сланцевая революция» свершилась, мировые нефтяной и газовый рынки уже переструктуризируются серьезнейшим образом. Эти последствия, в том числе главное из них – падение цен на нефть – являются долговременными. Для России такие выводы крайне неприятны, потому что теша себя иллюзиями, что именно мы – энергетическая сверхдержава, мы оказались в проигравших. Наша экономика крайне зависима от поставок энергоресурсов на экспорт. Напомню, что в 2014 году доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета достигла 51,9%. Это – рекордный уровень. Но это тот рекорд, которому невозможно радоваться. Так мы «дослезались» с «нефтяной иглы».
Бюджетные обязательства огромные (власти же были уверены, что ничего подобного с ценами на нефть произойти не может). Резервных фондов, как мне уже приходилось высказывать свое оценочное мнение, хватит на 2-3 года. Снижение же мировых цен на нефть в результате «сланцевой революции» — это долговременная перспектива. Я бы оценил в срок не менее 5 лет.
Интересно, что по оценке Управления энергетической информации США не Соединенные Штаты, а Россия обладает крупнейшими технически извлекаемыми запасами сланцевой нефти: у нас их 75 млрд баррелей, а у США – 58 млрд баррелей (2—е место). Далее следуют Китай (32 млрд баррелей), Аргентина (27 млрд. баррелей) и т.д.
На самом деле, ничего необычного в лидерстве России по технологически извлекаемым запасам сланцевой нефти нет. Сланец – это самая распространенная осадочная порода на Земле. Сланцевые нефть и газ находятся в этой породе не как бы в резервуаре, а весьма неравномерно распространены в ней по пластам. Технология же гидроразрыва пласта в сочетании с горизонтальным бурением оказалась эффективной для добычи сланцевых нефти и газа. «Сланцевая революция» последних лет – это революция с точки зрения технологического совершенствования.
Все как обычно: мы самые потенциально богатые, но по причине недальновидности, необоснованного шапкозакидательства, стремления выдавать желаемое за действительное, склонности во всем видеть антироссийские заговоры и т.п. оказываемся реально бедными. Напомню, что Россия по такому важнейшему показателю как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности продолжает находиться в районе 50-го места среди всех стран мира.
Россия проспала «сланцевую революцию».
Игорь Николаев