Вопрос о ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы как самостоятельных структур сейчас обсуждается в Кремле и силовых структурах, рассказали РБК два депутата Госдумы, собеседник, близкий к Кремлю и Совету безопасности.
Обе структуры должны войти в МВД. На этом настаивают в самом Министерстве внутренних дел, уточняет источник, близкий к администрации президента. ФСКН сейчас находится под юрисдикцией президента, ФМС – правительства.
Проект указа о ликвидации ФСКН уже подготовлен, против него категорически выступает глава ведомства Виктор Иванов. Руководитель ФМС Константин Ромодановский будет до последнего возражать против решения, утверждает источник, близкий к руководству ФМС. Скорее всего, судьба ФСКН уже решена, но у Ромодановского еще есть определенные шансы сохранить самостоятельность, считает он. Источник РБК в Кремле сказал, что никаких решений по этому поводу не принято. Источник в ФСКН сказал, что сегодня им объявили: решается вопрос о соединении ФСКН с МВД, хотя раньше говорили, что ФСКН может войти в состав Следственного комитета России. При этом в ФСКН обращают внимание на опубликованный накануне подробный отчет директора службы Виктора Иванова о деятельности ведомства за последние годы.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался от комментариев. Два собеседника в ФСКН и МВД подтверждают, что слышали о таком обсуждении. Сотрудник пресс-службы ФМС отказался от комментариев, так же как и в пресс-службе ФСКН. В МВД также пока не комментируют слухи о присоединении наркополиции к ведомству. Собеседник РБК подчеркнул, что никаких официальных документов на сей счет не существует.
За ликвидацию ведомств выступает глава внутренних войск МВД Виктор Золотов, утверждает собеседник, близкий к Кремлю, и подтверждает источник, близкий к руководству ФМС. Согласно официальной биографии тринадцать лет (2000–2013 годы) Виктор Золотов работал начальником Службы безопасности президента. В 2013 году Золотов был назначен заместителем главнокомандующего внутренними войсками МВД России, а в мае прошлого года президент назначил его первым заместителем министра внутренних дел – главнокомандующим внутренними войсками МВД.
Собеседник, близкий к Кремлю, настаивает, что Золотов – один из основных претендентов на пост главы МВД, он хочет возглавить усиленное министерство, которому бы перешли функции двух федеральных служб.
Политолог Евгений Минченко говорит, что Золотов в последнее время нарастил свое влияние, он один из топовых силовиков, а ФСКН в последнее время довольно вяло себя проявляло, хотя создавалось параллельно ФСБ, но в таком качестве оно себя не проявило, и все закончилось отставкой Виктора Черкесова в 2008 году. «Потом Игорь Сечин рекомендовал туда Виктора Иванова, но большой роли ФСКН все равно не играл, попадая в большое количество скандалов. Если передать МВД ФМС, это будет смещение баланса, основная интрига у силовиков – две конфликтных пары ФСБ с МВД и Следственный комитет и Генпрокуратура, последнее время конфликт ФСБ и МВД был разрешен за счет того, что МВД усилили кадрами ФСО в прошлом году», – говорит эксперт. Он отмечает, что сейчас усиление МВД усложнит эту систему, тем более что и Ромодановский тяжеловес».
Это решение правильное и своевременное, прокомментировал РБК бывший генпрокурор Юрий Скуратов. По его словам, ФСКН только рассказывала во время докладов о хорошей работе, на практике же ситуация была кардинально другой. Одним же из катализаторов для упразднения службы, по мнению Скуратова, могла стать оптимизация расходов в связи с ужесточением бюджета.
ФСКН в середине января сообщала о том, что проводит оптимизацию структуры и штата. «Основной целью проведения организационно-штатных изменений является оптимизация структурной и штатной численности органа наркоконтроля и его подразделений для рационального и эффективного использования личного состава при выполнении поставленных перед ФСКН России задач», – гласило официальное сообщение ведомства.