Британская нефтяная компания BP впервые со II квартала 2012 года зафиксировала чистые убытки: за IV квартал 2014 года они составили $4,4 млрд. На результат повлияли разовые списания на сумму $5,6 млрд, относящиеся к обесценению нескольких активов в сегменте upstream из-за «ухудшения ценовой конъюнктуры». Средняя цена нефти Brent в октябре–декабре 2014 года составила около $77 за баррель, говорится в отчете BP (.pdf). До этого, на протяжении 15 кварталов подряд (с начала 2011 года) она не опускалась ниже $100.
Базовый показатель для оценки деятельности нефтяной компании инвесторами – прибыль, скорректированная на стоимость замещения запасов и разовые статьи, в четвертом квартале составила $2,24 млрд, превысив консенсус-прогнозы Reuters и Bloomberg на уровне $1,5 млрд и $1,6 млрд. Неожиданностью со знаком «плюс» стали предварительные результаты «Роснефти» в отчетности BP. Аналитики ожидали, что BP впервые получит убытки от владения 19,75% акций госкомпании, но вклад «Роснефти» оказался положительным – $390 млн по доналоговой прибыли, $470 млн – по базовой скорректированной. За весь 2014 год BP получила от участия в «Роснефти» $2,08 млрд до уплаты процентов и налогов – почти столько же, сколько в 2013 году.
Более привлекательный, чем ожидалось, результат от «Роснефти» в четвертом квартале обусловлен изменением в принципах учета валютных курсов «Роснефти», сообщает Reuters со ссылкой на представителей BP. В отчете британской компании отмечается, что в сравнении с 2013 годом на показатели «Роснефти» негативно повлияли более низкие цены на нефть и запаздывающее по сравнению с ними снижение экспортной пошлины. Но это частично компенсировалось «некоторыми валютными эффектами, которые оказали благоприятное влияние на результат».
Аналитики ожидали ровно противоположного, поскольку из-за обесценения рубля валютный долг «Роснефти» в пересчете увеличивается. Средний обменный курс доллара к рублю в четвертом квартале 2014 года составил 47,71 руб./$1 – почти на треть выше, чем в предыдущем квартале (36,25), говорится в отчете BP.
Сегодня «Роснефть» сообщила, что с 1 октября 2014 года изменила принцип учета курсовых разниц при переоценке валютной задолженности в соответствии с МСФО. До 1 октября все курсовые разницы, относящиеся к займам в иностранных валютах, отражались непосредственно в отчете о прибылях и убытках. Однако теперь «валютный риск будет затрагивать консолидированную прибыль/убыток, только когда этот риск материализуется».