Обращение, под которым поставили подписи около 50 тыс. человек, было передано в соответствии со стандартной процедурой в приемную президента России по приему обращений граждан на улице Ильинка в Москве. Об этом РБК рассказала представитель инициативной группы по сбору подписей, журналист Арина Бородина. Вместе с текстом самого обращения был передан список людей, согласившихся поставить подписи, а также фотография семьи Давыдовой, сказала она.
Среди тех, кто согласился поддержать обращение к президенту, фигурируют Наталья Солженицына, Владимир Познер, Елизавета Глинка, Чулпан Хаматова, Андрей Звягинцев, Михаил Ефремов. По словам Бородиной, в течение следующих 30 дней она должна получить официальный ответ на свое обращение. «Надеюсь, что оно будет рассмотрено раньше», – сказала журналист.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил что обращение будет рассмотрено в соответствии с существующим порядком рассмотрения, сообщает Интерфакс. Накануне он признал, что ситуация с Давыдовой «резонансная».
Многодетной матери из Вязьмы Светлане Давыдовой инкриминируется ст. 275 Уголовного кодекса (государственная измена) и грозит до 20 лет лишения свободы. По версии следствия, в апреле прошлого года она заметила, что расположенная по соседству с ее домом воинская часть ГРУ опустела. Затем Давыдова услышала в разговоре местного военнослужащего из этой части объяснение, что им приказали переодеться в штатское и ехать в Москву, а уже оттуда – «в командировку». После чего она позвонила, как утверждает следствие, на горячую линию посольства Украины в Москве и в разговоре предположила, что военных отправляют в Донецк.
21 января в дом к Давыдовой явились оперативники, ей было предъявлено обвинение по ст.275 УК РФ (государственная измена). 22 января Давыдова была арестована Лефортовским районным судом Москвы на два месяца. При этом суд не принял во внимание тот факт, что у обвиняемой четверо несовершеннолетних детей в возрасте от 2 месяцев до 9 лет (всего в семье Давыдовой 7 детей, еще трое – дети мужа от первого брака).
2 февраля Давыдова отказалась от услуг назначенного адвоката Андрея Стебенева, который ранее отказался обжаловать ее арест. Теперь интересы Давыдовой представляют адвокаты по соглашению Иван Павлов и Сергей Бадамшин. Они подали в суд ходатайство о восстановлении срока на обжалование ареста и саму жалобу на заключение под стражу. По словам Бадамшина, навестившего в понедельник свою подзащитную в изоляторе, она отказалась от признательных показаний. Адвокаты, по его словам, будут разбираться, каким образом получались следственные документы и показания, и на основе этой информации будут строить линию защиты.
В защиту Давыдовой создана инициативная группа, один из ее координаторов – бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, которая сама находилась под стражей, будучи беременной. Депутат Дмитрий Гудков направил в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить обоснованность обвинений в адрес Давыдовой. «В сентябре Минобороны в ответе на мой запрос о присутствии российских военнослужащих на Украине заявило, что это слухи. Если это слухи, тогда Давыдова просто пересказала сплетню. За сплетню у нас не сажают», – недоумевает Гудков.
Одновременно первый заместитель руководителя фракции «Единой России» Франц Клинцевич сказал РБК, что он не разделяет решение многих политиков «пиариться на теме арестованной многодетной матери»: «Сегодня не те времена – я знаю, что в Смоленской области с точки зрения работы спецслужб очень вменяемый коллектив. Там нет попыток дешевого популизма».
2 февраля уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова направила телеграммы руководителям ФСБ и Генпрокуратуры, в которых указала «на возможные процессуальные нарушения, связанные с характером меры пресечения». Памфилова, в частности, спросила в телеграммах, почему не было учтено, что она (Давыдова) многодетная мать, кормящая мать и что у нее нет судимостей. О возможности ходатайствовать об изменении меры пресечения говорил и уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.