О том, что АвтоВАЗ дал в долг порядка 2 млрд руб. одному из своих главных поставщиков автокомпонентов – ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), – РБК рассказали два источника, близкие к обеим компаниям. Деньги перечислялись в несколько траншей с конца 2014 года. По словам одного из собеседников, процентная ставка по займу – на 2–3 п.п. ниже банковских. ОАТ взял деньги сроком до полугода, уточнил он.
ОАТ – один из крупнейших российских холдингов по производству автокомпонентов по ассортименту и выручке. Под управлением группы находятся 14 предприятий в пяти регионах России. На них, по данным самой группы, изготавливается более 4 тыс. наименований деталей, которые стоят во всех моделях АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также в автомобилях Nissan Almera, Teana, X-Trail, Renault Largus, Sandero и КамАЗ. Оборотный капитал ОАТ – 3-3,5 млрд руб. в месяц, уточняет собеседник РБК.
В октябре прошлого года, чтобы удовлетворить растущий спрос на Lada, спровоцированный программой утилизации, АвтоВАЗ увеличил заказы на автокомпоненты. «Оперативно нарастить производство тогда было практически невозможно, – вспоминает собеседник, близкий к поставщику. – Из-за резкой девальвации дешевых денег на рынке уже не было, АвтоВАЗ к тому же увеличил отсрочку платежей [с 30–40 до 60–70 дней]». 22 октября из-за нехватки комплектующих произошла незапланированная остановка производства автомобилей Kalina и Granta. Конвейер был запущен 27 октября, но до конца года на заводских складах скопилось около 10 тыс. «некомплектных» машин, рассказывал президент АвтоВАЗа Бу Андерссон.
АвтоВАЗ не стал искать нового поставщика, вместо этого решил помочь испытывающей трудности ОАТ, предоставив группе комфортное финансирование для пополнения оборотного капитала, отмечает источник, близкий к тольяттинскому заводу. В октябре быстро привлечь финансирование было практически невозможно, соглашается председатель правления Русского международного банка Евгений Ретюнский, а в конце года заемные деньги сильно подорожали.
Представитель АвтоВАЗа от комментариев отказался, сославшись на коммерческую тайну, в ОАТ на запрос РБК не ответили.
Другого решения, кроме как помочь поставщику, у АвтоВАЗа быть не могло – прямой альтернативы ОАТ у завода нет, считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». К тому же АвтоВАЗу проще привлечь финансирование, чем не очень крупному предприятию, добавляет Ретюнский.
В 2014 году у АвтоВАЗа были трудности в работе с 11 поставщиками (пять из Тольятти, остальные из Ульяновска). Проблемы с поставками от них до конца не решены,хотя они и не столь остры, как в конце прошлого года, говорил в феврале Бу Андерссон. От подробных комментариев на эту тем он отказался.