27 февраля в Москве был убит один из главных оппозиционных российских политиков Борис Немцов. Ему было 55 лет. Во время президентства Бориса Ельцина Немцов стал самым молодым российским губернатором и вице-премьером, при Путине последовательно отстаивал свои оппозиционные взгляды. Его жизнь закончилась в двух сотнях метров от кремлевской стены.
По-настоящему талантливый физик
Борис Немцов родился 9 октября 1959 года в Сочи. Его отец, Ефим Давидович Немцов, по некоторым данным, работал начальником строительства главка в Министерстве нефтяной и газовой промышленности СССР в ранге замминистра. Мать, Дина Яковлевна Эйдман, – врачом. Борису еще не исполнилось шести лет, когда родители разошлись и ему пришлось вместе с матерью переехать в Горький (Нижний Новгород).
В 1981 году Немцов с отличием окончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета. Работал в Горьковском научно-исследовательском радиофизическом институте Академии наук СССР (НИРФИ) под началом своего дяди – известного ученого Вилена Эйдмана.
«По-настоящему талантливый физик», – сказал о нем позднее нобелевский лауреат Виталий Гинзбург. Немцов – автор более 60 научных работ по квантовой физике, термодинамике, акустике.
Начало политической карьеры
В конце 80-х годов Немцов стал активистом экологического движения, боролся против строительства Горьковской атомной станции теплоснабжения. Станция в итоге построена не была.
В марте 1990 года Немцов был избран народным депутатом РСФСР, став членом блока «Коалиция реформ» и фракции «Левый центр — Сотрудничество». В 1991 году тридцатидвухлетний Немцов выступает как доверенное лицо Бориса Ельцина в Нижегородской области во время выборов президента России. Тогда же, в августе, политик был назначен представителем президента Российской Федерации в этом регионе, а в декабре он занял пост главы администрации Нижегородской области.
Масштабные реформы Немцова в области начались в 1992 году, когда экономист Григорий Явлинский и руководимый им ЭПИцентр предложили молодому главе региона стратегию развития Нижегородской области – «Нижегородский пролог». В итоге Нижегородская область первой пошла на региональный выпуск облигаций областного займа. Это решило проблему отсутствия наличных денег, впоследствии заем был полностью выплачен. В декабре 1995 года он вновь занял пост губернатора, победив на выборах с результатом 58,37%.
В 1996 году Немцов собрал миллион подписей против войны в Чечне: «Я загрузил папки в «Газель» и привез в Москву. Оставил «Газель» на Васильевском спуске, вытащил одну пачку с подписными листами и пошел в Кремль».
Младорефрматоры
В марте 1997 года Немцов был назначен первым вице-премьером правительства России. Его и вице-премьера Анатолия Чубайса сразу стали называть «младореформаторами». Ельцин потом вспоминал, как пришел к решению позвать Немцова в Москву: «Я приехал в Нижний Новгород, где он был губернатором. Много мы с ним говорили, потом я помотался по предприятиям, магазинам, с людьми встретился и понял, что отношение к нему хорошее. Человек — сразу видно — энергичный, умный, значит, надо его поднять. Это вообще мой принцип при подборе кадров. Человека стоит выдвигать на новую должность, пока он до этой должности немного не дорос».
В своей автобиографии первый российский президент рассказывает, что Немцов «обещал самим своим появлением обеспечить правительству совершенно другой ресурс доверия. И совсем другой политический климат в стране. Кстати, никто из молодых категорически не хотел идти ни в правительство, ни в Кремль. Все активно сопротивлялись…»
«Чубайс почти кричал на Бориса: «Раз ты такой умный, нас критикуешь, так возьми на себя хоть часть ответственности». Но Немцов спокойно уехал домой. Ну и упертый характер… Пожалуй, на мой похож».
В правительстве Немцов курировал социальный блок, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, естественные монополии и антимонопольную политику. С апреля по ноябрь 1997 оставаясь вице-премьером, занимал должность министра топлива и энергетики РФ.
На этом посту Немцов возглавил коллегию представителей государства в правлении «Газпрома» и провозгласил курс на демонополизацию газовой отрасли. Он подготовил для Ельцина указ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». В нем предлагалось либерализовать сразу четыре монополии – электроэнергетику, газовую отрасль, железные дороги и связь, жестко разграничив конкурентные и монопольные виды деятельности.
Концерн, который тогда возглавлял один из сподвижников премьера Виктора Черномырдина Рэм Вяхирев, ответил жестким сопротивлением. «Газпромовская» вкладка в газеты «Труд» и «Рабочая трибуна» принялась разоблачать «молодых реформаторов», которые якобы по указке МВФ собрались расчленить «Газпром». Егор Гайдар в 1998 году признал, что такое требование иностранные заемщики выдвигали, но это «условие ни в коей мере не является жестким»: Фонд предлагал реструктурировать концерн по вертикали – добыча, транспортировка и снабжение должны были быть разделены, причем транспортировка газа должны была стать доступной и для независимых производителей.
«Газпрому» тогда удалось отбиться от реформ, но электроэнергетическая сфера переформатирована все-таки была – в ходе реформы РАО «ЕЭС России» в 2003–2008 годах.
Ельцин в интервью «Московским новостям» в 2003 году рассказал также, как по инициативе Немцова он подписал указ о проведении открытых конкурсов среди частных фирм, которые осуществляли госпоставки.
Несостоявшийся наследник
Весной 1998 года в ранге вице-премьера Немцов курировал финансово-экономический блок. После дефолта в августе 1998 года он был назначен исполняющим обязанности вице-премьера РФ. В 1998 году политик создал движение Россия молодая», вошедшее в августе 1999 года в блок «Союз правых сил» (СПС).
Ельцина признавал, что в качестве своих возможных преемников он рассматривал лидеров «Союза правых сил» Немцова и Чубайса. Однако кандидатуры Чубайса и он в итоге отверг, поскольку был уверен в том, что избиратели не поддержат правых на выборах.
Сам Немцов об этом говорился так: «Действительно, Ельцин одно время хотел, чтобы я был преемником. Ведь я был успешным губернатором, которому удалось что-то полезное сделать в Нижнем: проложили 2000 км дорог, восстановили храмы, обеспечили жильем военных. И вот в этом причина такого большого рейтинга. А упал он потому, что мой приход в Москву шел под лозунгом «Демонтируем бандитский капитализм!». Это был лозунг борьбы с олигархами. Потом олигархат начал с нами информационную войну на уничтожение, и поскольку Березовский с Гусинским владели ведущими российскими телеканалами, то с помощью информационных технологий разрушили мой рейтинг, вот и вся история. Тогда еще олигархов поддерживала Татьяна Дьяченко, дочь Бориса Ельцина, и ближайшее окружение Ельцина, в частности глава его администрации Валентин Юмашев. Это тогда называлось одним словом — “Семья"»
Вслед за Ельциным, на выборах президента России 2000 года он тоже поддерживал кандидатуру Владимира Путина: «Я считаю, что Россия должна избрать нового президента, честного, физически крепкого и ответственного. Я убежден, что следующим президентом должен быть Владимир Владимирович Путин. Если сейчас ему не скрутят руки-ноги известные люди, то, я убежден, у него есть все шансы, чтобы за него проголосовали. По крайней мере, я его буду всячески поддерживать», — заявил он на дебатах в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 27 ноября 1999 года.
СПС на этих выборах выдвинул лозунг: «Путина — в президенты, Кириенко — в Государственную Думу. Молодых надо!». СПС в Думу прошел, а Немцов стал заместителем председателя нижней палаты парламента.
В парламентской оппозиции
Будучи депутатом, Немцов продолжил выступать против войны в Чечне. В 2000 году в Назрани он вместе с группой других депутатов подписал протокол из пяти пунктов, в которых говорилось, что не существует военного решения проблемы, и поэтому следует начать мирные переговоры, в которых «будут участвовать люди, избранные народом». «Главной целью всех усилий мы считаем создание условий для возвращения беженцев, искоренить терроризм и бандитизм», — сказал Немцов.
Уже перейдя в Думу, Немцов пытался провести реформу армии, постепенно сделав ее профессиональной. Его концепция выглядела так: 400 тыс. должностей в армии комплектовать контрактниками, а 142 тысячи — за счет срочников по призыву, причем, чтобы срочники служили не 2 года, а 6-8 месяцев. Кроме того, зарплата рядовых-контрактников должна быть выше средней по стране, для них должна быть возможность после 2-5 лет службы по контракту поступить без экзаменов в любое российское учебное заведение и на госслужбу. Сержантов-срочников Немцов предлагал обеспечить жильем — либо в общежитиях или улучшенных казармах, либо же доплачивать за съем.
Чтобы оценить уровень физической подготовки солдат-контрактников, Немцов ездил по дивизиям, устраивая состязание по подтягиванию на перекладине. Посетив 76 дивизию ВДВ в Псковской области, Немцов подверг резкой критике финансовые планы Минобороны, заявив, что там строятся «потемкинские деревни», а реального реформирования в министерстве не хотят.
После разгрома НТВ в 2002 году коллективом журналистов, ранее работавших на НТВ и ТВ-6, был создан частный федеральный телеканал ТВС. Его главным редактором стал журналист Евгений Киселев. Одними из акционеров телеканала были Анатолий Чубайс и банк «Нефтяной». Председателем совета директоров концерна «Нефтяной» в 2004 году стал Немцов.
В 2003 году Немцов возглавил список СПС на выборах в Госдуму, который не преодолел 5-процентный барьер. В 2004 он был избран в совет «Комитета 2008: Свободный Выбор», чья основная цель — проведение в 2008 году свободных и демократических президентских выборов. С этого момента активно критиковал Путина и его политику. Соратник Немцова политик Владимир Милов написал в своем блоге, что Немцов был единственным политиком, кто в 2007 году выходил на митинги радикальной оппозиции и требовал смены всего курса и всей системы, «когда это еще не было модно».
Во внесистемной оппозиции
В декабре 2008 года Немцов вошел в президиум и политсовет созданного оппозиционного движения «Солидарность». Участвовал в выборах мэра города Сочи, занял второе место.
В том же году Немцов совместно с Миловым подготовил масштабный доклад, посвященный критике деятельности Путина на должностях президента и председателя правительства России. В докладе говорится о коррупции, депопуляции, социальном неравенстве, ситуации в экономике и положении на Кавказе. В этом документе впервые подробно было рассказано о бизнесе друзей Путина. «Это сейчас все знают о том, кто такие Ротенберги и Тимченко, а тогда энтузиастом этой антикоррупционной темы был ты. Ты первый вывел эту тему в мейнстрим в таком виде, чтобы все об этом говорили», – пишет Милов о Немцове.
В июле 2009 года Немцов возглавил штаб «Солидарности» по выборам в Московскую городскую думу. Всем кандидатам от движения было отказано в регистрации. Немцов продолжал политическую борьбу – в 2010 году он вместе с экс-премьером России Михаилом Касьяновым, политиками Миловым и Владимиром Рыжковым объявил о создании оппозиционной коалиции «За Россию без произвола и коррупции». Созданная на ее основе политическая партия для участия в президентских и парламентских выборах была учреждена в декабре 2010 года, получив название Партия народной свободы (ПАРНАС). В июне 2012 года ПАРНАС объединилась с Республиканской партией России Рыжкова, восстановившей регистрацию в Минюсте, и Немцов стал одним из сопредседателей РПР-ПАРНАС.
16 декабря 2010 года в телепрограмме «Разговоры с Владимиром Путиным» тогдашний глава правительства отвечал на вопросы, которые он сам отобрал. Зачитав вопрос неизвестного автора «Чего на самом деле хотят Немцов, Рыжков, Милов и так далее?», премьер-министр ответил: «Денег и власти, чего они еще хотят?! В свое время они поураганили, в 90-х годах утащили вместе с Березовским и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали [Михаиле Ходорковском], немало миллиардов».
В январе 2011 года Немцов подал в Мосгорсуд иск о несоответствии этой информации и оценке, приведенной Владимиром Путиным. В феврале иск был отклонен, так как, по мнению суда, «фамилии Немцова, Рыжкова и Милова употреблены не в качестве имен собственных, а исключительно в нарицательном значении этих фамилий для обозначения определенного класса политических деятелей».
Немцов был одним из основных лидеров протестных митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова в 2011–2012 годах. «Требования нашего митинга: немедленная отмена фальшивых выборов. Депутаты, если считают, что они с народом, обязаны сдать мандаты. Они никакие не депутаты, они воровским образом пролезли в Думу, и никто им верить не будет», – заявил он на митинге на Болотной площади 10 декабря.
«Каждый должен сам для себя решить, готов он к рискам или нет. Могу сказать лишь про себя. Я счастлив, что могу говорить правду, быть самим собой и не пресмыкаться перед жалкими, вороватыми властями. Свобода стоит дорого», – написал Немцов на своей странице в Facebook два месяца назад.
Ярославская дума
В сентябре 2013 года Немцов был избран депутатом Ярославской областной думы. Он не раз сообщал, что не имеет возможности выступать в ярославских СМИ, за исключением радиостанции «Эхо Ярославля», так как освещение его деятельности запрещено властями.
Немцов расследовал деятельность ярославских чиновников, результаты регулярно публиковал на своей странице в Facebook, о некоторых из них сообщали федеральные издания. Два высокопоставленных ярославских чиновника – вице-губернатор Александр Сенин и руководитель регионального департамента здравоохранения Сергей Вундервальд – ушли в отставку после разоблачений Немцова. Политик выяснил, что жена первого – куратора регионального департамента здравоохранения и фармации – работает в фармацевтической отрасли и ее компания выигрывает региональные конкурсы на закупки медпрепаратов. Немцов обратился в Следственный комитет, после чего губернатора региона Сергея Ястребова вызвали в Кремль и тот уволил Сенина, следовало из сообщений Немцова.
Позднее, в середине 2014 года, Немцов обвинил в конфликте интересов и самого губернатора Ярославской области, потребовав его отставки. Дочь Ястребова Елена работает в фармацевтической компании «Р-Фарм», которая поставляет в регион медпрепараты, в частности для онкобольных, по завышенным ценам, говорил он газете «Коммерсант». В течение 2014 года Немцов выдвинул против Ястребова еще несколько обвинений: сообщал о наличии у Ястребова незадекларированной усадьбы стоимостью в 15–23 млн руб. в местной деревне Мужево, а также о покупке квартиры для дочери в таунхаусе на Новой Риге. Общие затраты губернатора на недвижимость Немцов оценивал в 50–57 млн руб. в то время как официальный доход семьи главы региона в 2011–13 годах составил 15,5 млн руб.
Но добиться отставки Ястребова Немцову тогда не удалось. Он объяснял это тем, что Кремль не может найти ему замену.
Замена Ястребова была включена в перечень антикризисных мер, предложенных Немцовым Ярославской области 21 февраля. Коммерческий долг региона политик оценивал в 2 трлн руб. Ястребов в программе Немцова назван самым слабым губернатором в России.
По словам Немцова, презентацию программы пытались сорвать представители пожарной службы (была послана его оппонентами из числа местных единороссов, был уверен Немцов).
За полчаса до своего убийства в эфире украинской радиостанции «Вести» Немцов сказал: «В моем детстве глубоком Ельцин хотел видеть меня преемником, а потом передумал и сделал Путина. Это была его главная ошибка».