По закону о Федеральной контрактной системе (ФКС), если поставщик по госконтракту не уложился в предусмотренные договором сроки, госзаказчик должен выставить ему неустойку — штрафы и пени. «Единовременные штрафы за ненадлежащее исполнение госконтракта могут составлять до 10% цены контракта, а размеры пени за просрочку исполнения — от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта. Они начисляются за каждый день просрочки», — говорит исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко.
В конце прошлого года закон дополнили «антикризисным» положением, по которому поставщик в 2015 году может рассчитывать на отсрочку или списание неустоек. В антикризисном плане правительство поставило себе срок до 27 февраля определить, кому и в каких объемах госзаказчики будут идти на уступки. Как следует из опубликованного постановления правительства, разработанного Минэкономразвития в качества антикризисной меры, участникам госконтрактов простят срыв поставок, если сумма неустойки будет не больше 5% от цены контракта. «Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме», — говорится в документе.
Если сумма неустойки составит от 5 до 20% цены контракта, заказчик должен дать отсрочку до конца года либо списать 50% неуплаченной неустойки, если должник погасит оставшуюся сумму до конца года. Если сумма неустойки будет больше 20% от цены контракта, то поставщик сможет рассчитывать только на отсрочку до конца года. Все это касается только тех контрактов, условия по которым не будут пересматриваться в течение года. Порядок пересмотра условий контрактов, срок исполнения которых завершается в этом году, в котором прописана формула увеличения стоимости работ, прописан в отдельном постановлении.
Проблема обострилась после резкого скачка курса валют, пояснил РБК депутат Госдумы, координатор партийного проекта «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин («Единая Россия»). «Тендеры выигрывались по определенной цене, а после резкого скачка курса валют затраты резко возросли. В итоге предприниматель оказывается перед выбором: понести огромные издержки или попасть в черный список», — говорит он. В целом по стране за весь год речь может идти о нескольких десятках миллионов рублей, вплоть до 100 млн руб., но пока это маловероятно, размышляет адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. «Предпринимателям простят только незначительную неустойку, это не будет существенной финансовой потерей для бюджета», — говорит он.
Речь идет о незначительных суммах, это технические, а не стратегические решения, говорит член генсовета «Деловой России» Сергей Габестро. «Это нормальная инициатива, но пакетом антикризисных мер можно было ввести более важные для бизнеса изменения, а этого не происходит», — считает Габестро. «Любые меры, которые снижают нагрузку на бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации — это, безусловно, плюс. Хотя гораздо важнее для бизнеса было бы обязать заказчиков (особенно госкомпании), оплачивать заказы в срок, а не с большой отсрочкой», — говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
При неисполнении контрактов не по вине предпринимателя, а по причине резкого удорожания стоимости товаров или услуг необходимо не вносить предпринимателя в черный список недобросовестных поставщиков государства, уверен Марданшин. В рамках предложений по изменению антикризисного плана депутаты направляли просьбу разрешить эту проблему в правительство, отмечает парламентарий. «Предложения депутата в Минэкономразвития не поступали. Однако если поставщик недобросовестный, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков (черный список), с которыми впоследствии нельзя заключать контракты», — сообщил РБК представитель министерства.