В четверг, 16 апреля, в Москве, в гостинице Radisson Royal, прошла IV Московская конференция по международной безопасности. В первой сессии с единых антиамериканских позиций выступили министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров и начальник Генерального штаба Валерий Герасимов.
Стабильность под угрозой
«Беспокоит, что конструкция стабильности, выстроенная после Второй мировой войны, дает крен», — задал тон Шойгу. Причина, по его словам, в том, что «ряд стран, посчитавших себя победителями в холодной войне, пытаются навязывать свою волю другим». «В Вашингтоне, а затем и в НАТО возобладала близорукая логика победителей в холодной войне, — последовало уточнение от министра Лаврова. По словам начальника Генштаба Герасимова, «Вашингтон перестал в своей политике учитывать интересы других государств и сделал для себя необязательным соблюдение норм международного права». Примерами односторонних действий Вашингтона и НАТО российские официальные лица называли военные действия в Ираке, Ливии, «цветные революции», в организации которых обвиняли также США, развитие системы глобальной ПРО. В результате, по определению Лаврова, «сегодня все мы вплотную подошли к рубежу, на котором, как и после Второй мировой войны, снова необходимо делать судьбоносный выбор между сотрудничеством и конфликтами».
Украина и «цветные революции»
На Украине, по мнению российских представителей, произошла очередная «цветная революция». К таковым Шойгу также отнес так называемую «революцию зонтиков» в Гонконге, рост протестной активности в Венесуэле. События на Украине последних полутора лет он считает «крупнейшей трагедией в череде «цветных революций». По словам Герасимова, основным содержанием политики новых властей на Украине стало обвинение во всем России и притеснение русскоязычного населения. Когда закончится конфликт в Донбассе, Герасимов не знает, так как киевские власти «получают указания от западных кураторов». Он напомнил, что Грузия, где, по его словам, также прошла «цветная революция», в 2008 году совершила нападение на российских миротворцев в Южной Осетии, а занимавший тогда пост президента Грузии Михаил Саакашвили сейчас является советником президента Украины.
ПРО не пересмотрят
Как и на предыдущих конференциях, российские официальные лица критиковали решения США по развитию системы глобальной ПРО. Эта система, по словам Шойгу, «несет угрозу стратегической стабильности». Представители США не раз заверяли российскую сторону, что система не направлена против России, а необходима для реагирования на угрозы из Ирана, КНДР и других стран. «Сегодня очевидно, что выдуманные США и странами альянса ракетные угрозы со стороны Тегерана оказались блефом», — заявил Шойгу. Он и Лавров указывали на то, что теперь стало понятно, что даже после заключения соглашения по иранской ядерной программе Вашингтон пересматривать планы по развертыванию ПРО не собирается.
Наземные комплексы ПРО в Румынии и Польше, которые будут развернуты к 2018 году, создают риски для российских стратегических сил сдерживания и нарушают региональные балансы в сфере безопасности, указывал Лавров. «Сейчас уже ясно: когда объявлялся так называемый адаптивный подход к созданию ПРО, нам говорили неправду. Весь смысл этого подхода, как разъяснял президент США Барак Обама, заключался в готовности США адаптировать противоракетные планы к реальной ситуации на переговорах по иранской ядерной программе. Теперь на этих переговорах достигнут значительный успех, а планы по ПРО не адаптируются к ситуации, а только разрастаются», — заявил Лавров.
НАТО не останавливается
По-прежнему беспокоит военно-дипломатический блок и расширение НАТО. Герасимов напомнил о том, что расширение альянса происходит исключительно в восточном направлении: претендентом на вступление в блок стали Черногория, Македония и Босния и Герцеговина, все чаще звучат слова о евроатлантических перспективах Грузии и Украины.
Резкое изменение отношения НАТО к России, по словам главы Генштаба, проявляется и в активизации военной деятельности блока вблизи российских границ: до 2013 года наблюдалась относительно стабильная (повторяющаяся из года в год) деятельность блока, а начиная с 2014 года происходит резкий скачок количества проводимых альянсом мероприятий в сторону их увеличения. В частности, в сравнении с 2013 годом число заходов кораблей нечерноморских государств НАТО в акваторию Черного моря возросло в четыре раза, интенсивность полетов вдоль российских границ тактической и разведывательной авиации увеличилась в два раза, а самолетов дальнего радиолокационного обнаружения — в девять раз. Выступавший на конференции министр обороны состоящей в НАТО Греции Панос Камменос в своем выступлении эти обвинения не комментировал. Помощь по противодействию расширению НАТО и продвижению ПРО пообещал министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан: «Хотел бы поддержать идею о развитии многостороннего оборонного сотрудничества между Китаем, Ираном, Россией и Индией для противодействия целенаправленному движению по расширению НАТО на восток, размещению ракетного щита в Европе».
Угроза международного терроризма
Еще одним поводом для претензий стала операция международных сил по содействию безопасности в Афганистане. Ей не удалось справиться с поставленной задачей: терроризм в этой стране не искоренен, а наркопотоки выросли, сказал Шойгу. Все это представляет реальную угрозу соседним с Россией государствам, в первую очередь нашим союзникам в Центральной Азии: помощь будет продолжать оказываться Таджикистану, сказал Шойгу. По словам Лаврова, до стабилизации там далеко.
Но подробнее о борьбе с терроризмом говорили министры обороны Пакистана и Ирана. Подъем радикалов поднимает вопросы о границах, образовавшихся после Второй мировой войны, говорил министр обороны Пакистана Хаваджа Мухаммад Асиф. Министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан констатировал, что его прошлогодний прогноз о том, что террористические движения перейдут к созданию регулярных военных структур, сбылся. По словам Дехкана, государства, поддерживающие «Исламское государство» Ирака и Леванта, занимаются планированием операций, которые позволят им перенаправить силы террористов в Афганистан, Индию, Центральную Азию, на Кавказ и в Европу. В поддержке террористов он обвинил Саудовскую Аравию, которая получила зеленый свет от США и Израиля.
Россияне подняли все претензии, которые Кремль предъявлял Западу за последние 15 лет, новостью прозвучало лишь предположение о возможности Украины напасть на Россию, говорит российский военный эксперт Александр Гольц. Он отмечает, что конференция совпала по времени с «Прямой линией с президентом Владимиром Путиным», тон выступления которого был довольно мягким. Гольц также отмечает, что выступавший на пленарной сессии министр обороны Китая Чан Ваньцюань был крайне аккуратен и ни разу в своем выступлении прямо не назвал США. В своем выступлении министр КНР говорил о том, что «ряд стран сжимает пространство безопасности других стран, что привело к обострению геополитической конкуренции».
Каждый из российских выступающих заканчивал речь словами о готовности сотрудничать со всеми заинтересованными странами, но Гольц сомневается в реалистичности сближения России с Западом, учитывая нынешний уровень напряженности в их отношениях.
Без США
В конференции участвуют более 400 участников из 70 государств и международных организаций, сообщил Шойгу. Официальных представителей США в этом году на конференции нет. «Мы четко обозначили свою позицию: сейчас не время для обычного сотрудничества с Россией, и правительство США в этом году не принимает участие в Московской конференции по международной безопасности в свете действий России в Украине», — говорится в комментарии посольства США для РБК. Предыдущие конференции представители США посещали. В первой конференции в 2012 году вместе с первым замгенсекретаря НАТО Александром Вершбоу приняла участие спецпредставитель госсекретаря США Элен Таушер. В 2013 году в Москву приезжала замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер.