Сходства между Вселенной и живым существом удивляют и поражают. Могут ли субъекты больше нас быть живыми? Аналогии преследуют нас с раннего детства: атомы напоминают солнечные системы, крупные структуры Вселенной — нейроны в мозге человека, и что особенно интересно, число звезд в галактике, галактик во Вселенной, атомов в клетке и клеток в живом существе примерно одинаково огромно (от 10в11 до 10в14). Может ли сама Вселенная быть живой?
Что, если мы всего лишь клетки мозга у гигантского создания, которое должно обзавестись самосознанием? Как нам узнать это? Как проверить?
Верьте или нет, идея того, что сумма всего во Вселенной является разумным существом, существует уже давно и даже стала частью вселенной Marvel: персонажем Вечность.
Косплей Вечности: в центре
Сложновато ответить на такой вопрос, поскольку мы не знаем на 100%, что такое сознание и самосознание. Но мы знаем несколько физических моментов, которые могли бы дать нам лучший из возможных ответов, а именно:
сколько лет Вселенной;
сколько нужно времени разным объектам, чтобы обменяться сигналами;
насколько большие самые крупные гравитационно связанные структуры;
как много сигналов должны послать связанные и несвязанные структуры различных размеров, чтобы обменяться информацией любого типа.
Если мы проделаем эти расчеты и затем сравним их с тем, что происходит в самой простой структуре типа мозга, мы сможем по крайней мере хотя бы приблизительно ответить, могут ли крупные в космических масштабах структуры во Вселенной быть живыми.
Вселенная существует 13,8 миллиарда лет с момента Большого Взрыва и расширяется весьма быстрыми (хотя и уменьшающимися) темпами с тех пор. Она состоит на 68% из темной энергии, 27% темной материи, 4,9% обычной материи, 0,1% нейтрино и примерно 0,01% фотонов. Когда-то это процентное соотношение было другим, когда материя и радиация были более важными.
Поскольку свет всегда движется со скоростью света — через расширяющуюся Вселенную — мы можем определить, как много «сеансов связи» могло произойти между двумя объектами, которые оказались связаны в процессе этого расширения. Если мы определим «сеанс связи» как время, необходимое для передачи и приема информации в один конец, вот что мы получим из расчета на 13,8 миллиарда лет:
1 сеанс связи: до 46 миллиардов световых лет, вся наблюдаемая Вселенная
10 сеансов связи: до 2 миллиардов световых лет, порядка 0,001% Вселенной: ближайшие 10 миллионов галактик
100 сеансов связи: почти 300 миллионов световых лет, почти дистанция до скопления Волос Вероники, содержащего порядка 100 000 галактик
1000 сеансов связи: 44 миллиона световых лет, почти до скопления Девы, в котором порядка 400 галактик
100 000 сеансов связи: 138 000 световых лет, протяженность Млечного Пути, но на этом все
1 миллиард сеансов связи: 14 световых лет, в пределах ближайших 35 звезд и коричневых карликов; это число меняется по мере движения звезд через галактику.
Наша местная группа гравитационно связана — она состоит из нас, Андромеды, галактики Треугольника и, возможно, 50 других карликов поменьше — и в конечном итоге сольется с образованием единой связанной структуры в несколько сотен тысяч световых лет в поперечнике. Большинство групп и скоплений встретят такую судьбу: поскольку все связанные галактики в них сливаются вместе с образованием гигантской эллиптической галактики в несколько сотен тысяч лет, и эта структура продержится порядка 1015 лет.
Через это время, в 100 000 раз превышающее текущий возраст Вселенной, последние звезды выжгут свое топливо и канут во тьму, останутся лишь случайные столкновения, вспышки и зажигания, пока и эти объекты сами по себе не распадутся гравитационно через 1017–1022 лет.
Но эти отдельные крупные группы будут разлетаться, благодаря темной энергии, и поэтому никогда не смогут столкнуться друг с другом или общаться между собой очень долго. К примеру, если бы мы послали сигналы сегодня, из нашего места, на скорости света, мы смогли бы связаться лишь с 3% галактик нашей наблюдаемой Вселенной сегодня; остальные навсегда оказались бы вне поля нашей досягаемости.
Поэтому мы можем рассчитывать лишь на небольшие связанные группы или скопления, небольшие (содержащие порядка триллиона звезд, 1012) и побольше (вроде будущего скопления Волос Вероники), содержащих порядка 1015 звезд.
Между тем, если нам нужно самосознание, лучшим примером, который у нас есть, будет человеческий мозг, в котором примерно 100 миллиардов (1011) нейронов и минимум 100 триллионов (1014) нейронных связей, и каждый нейрон загорается 200 раз в секунду. Учитывая среднюю продолжительность жизни человека в 2-3 миллиарда секунд, за это время отправляется много сигналов. Потребуется сеть из триллионов звезд, ограниченных пространством в миллион световых лет и существующих в течение 1015 лет, чтобы получилось нечто сопоставимое с числом нейронов, нейронные связей и числом переданных сигналов в человеческом мозге. Впрочем, в целом эти числа — для мозга и для крупных, полностью сформировавшихся галактик — вполне сопоставимы.
Но большая разница в том, что нейроны в пределах мозга имеют связанную, определенную структуру, а звезды в пределах связанной галактики или группы быстро движутся относительно друг друга, будучи под влиянием всех других звезд и масс внутри галактики.
Мы считаем, что такого рода рандомизация источников и ориентаций препятствует образованию последовательной сигнальной структуры любого рода, но это может быть не так. Это допущение зависит от того, что мы знаем о возникновении самосознания, и, по нашему мнению, просто недостаточно одного последовательного движения туда и обратно между различными объектами, чтобы сделать его возможным.
Но общее число сигналов, которые могут переданы в галактических масштабах за время существования звезд, весьма интересно и впечатляет. И все же важно отметить, что даже если собрать все воедино, наша галактика будет не особо яркой — примерно как ребенок возрастом в 6 часов. Если и существует более крупное сознание, оно пока не появилось.
Кроме того, понятие «Вечности», которое охватывает все звезды и галактики во Вселенной, вероятно, чересчур большое, учитывая существование темной энергии и то, что мы знаем о судьбе Вселенной. Единственный способ проверить это, к сожалению, это обратиться к симуляциям (которые имеют собственные недостатки) или сидеть и ждать у моря погоды. Пока сознание Вселенной не попытается с нами связаться, нам остается только ждать.