Повышение зарплат – это решение не только Кабинета министров. Как мы знаем, у нас большинство граждан работает в частных структурах, поэтому далеко не все зависит от Кабмина.
Не припомню случая за год-два, когда плановый уровень инфляции не превышался. Поэтому, я отношусь к заявлениям вроде того, что «повышение социальных стандартов в Украине, запланированное на 1 декабря 2016 года, позволит доходам украинцев обогнать рост цен», как к фактору повышения настроения граждан.
Предположим, что минимальна зарплата повышается, – это не значит, что средняя или реальная зарплата по стране повышается так же или больше. Пока экономическая ситуация не самая лучшая, если экономика и будет расти, то очень мало, – отставание очень большое. В сущности, наши реальные зарплаты не растут, находясь на уровне где-то около 2006 года. Поэтому нет оснований считать, что у нас есть объективные факторы для быстрого роста. И дело не только в том, что, как традиционно говорят, реформы движутся медленно или проводятся не те, что нужно. Просто в условиях социального кризиса, в условиях войны, именно в условиях радикального обновления, вообще не бывает, чтобы быстро росла экономика. Когда заканчивается социальный кризис, только тогда начинается рост. Поэтому у меня нет оснований считать, что прогнозы такие оптимистические. Ситуация может начать улучшаться после окончания кризиса, возможно, через пару лет.
Надо также помнить, что теневая экономика в стране значительно выше, чем считает Министерство экономики. Граждане скрывают свои доходы, а также расходы. По моему мнению, доходы украинцев в 2-2,5 раза выше, чем это показывается в официальной статистике.
Александр Пасхавер