Мировой лидер по добыче урана Казахстан прорабатывает возможности экспорта этого ядерного топлива в Иран. Сейчас Астана ведет консультации на дипломатическом уровне, чтобы реализовать такие планы. О этом сообщил замминистра иностранных дел Казахстана Ержан Ашикбаев на правительственном часе в мажилисе (нижней палате парламента) страны.
У Ирана желание импортировать казахстанский уран тоже присутствует. В феврале нынешнего года глава Иранской организации по атомной энергетике Али Акбар Салехи осторожно заметил, что его страна собирается в течение трех лет закупить в Казахстане 950 тонн уранового концентрата. Но на пути продавца и покупателя встало мощное политическое препятствие — Иранская ядерная проблема.
Иран несколько лет находился под масштабными экономическими санкциями из-за опасений международного сообщества, что он может создать свою атомную бомбу. Два года назад страна согласовала с шестеркой международных посредников (пять ядерных держав плюс Германия) «Совместный всеобъемлющий план действий», и расширенные санкции были сняты. Но теперь Тегеран и шагу не может ступить в сфере ядерной энергетики без дозволения МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) и группы всевозможных зарубежных наблюдателей.
Да тут еще в США, которые по-прежнему сохраняют собственные антииранские санкции, президент сменился. А новая вашингтонская администрация на Иран смотрит строже предыдущей. В Казахстане осознают все трудности налаживания экспорта урана в такую страну.
«В связи с позицией новой администрации США о необходимости пересмотра подходов этой страны (Ирана) к вопросам реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, направление заявки в канал закупок совместной комиссии по получению авторизации на осуществление этого контракта является нецелесообразным, потому что она в любом случае не получит одобрения», — обрисовал картину Ашикбаев.
Тем не менее трудно — не значит безнадежно. Казахский дипломат подтвердил, что Астана пытается решить проблему. Как заявил замглавы МИД, Казахстан ведет «плотные консультации со всеми странами — участницами Совместного всеобъемлющего плана действий».
«Как только будут между этими странами согласованы все модальности, мы подадим эту заявку и надеемся на ее осуществление», — подчеркнул Ашикбаев.
Попытка наладить урановые связи с Тегераном для Астаны жизненно важна. Уран — один из главных экспортных товаров Казахстана. Страна с 2009 года удерживает мировое лидерство по добыче этого ресурса и планирует сохранить его и впредь — такой позиции придерживается глава казахстанского Минэнерго Канат Бозумбаев.
«Ожидается, что избыток урана на рынке сохранится до 2020 года, в результате чего прогнозируется высокая волатильность цен на уран и дисбаланс спроса и предложения. Несмотря на сложную ситуацию на мировом рынке урана, Казахстан намерен сохранить лидирующие позиции на мировом рынке», — заявил Бозумбаев на том же правительственном часе в мажилисе.
Глобальный переизбыток урана образовался еще раньше, чем нефти, — с 2011 года. Такая ситуация возникла почти одновременно с введением расширенных санкций против Ирана. Что естественно, так как с рынка убрали довольно крупного импортера.
«В течение всего 2016 года имело место значительное падение цен до уровня 12-летнего минимума. В связи со сложившейся ситуацией на мировом рынке природного урана в январе 2017 года было принято решение об уменьшении объема добычи урана на 10% — до 22 тыс тонн. Хотел бы отметить, что рынок отреагировал на данное решение, в результате цена на уран выросла на 20%», — рассказал Бозумбаев.
Глава Минэнерго уточнил, что в прошлом году Казахстан добыл 24 тыс 689 тонн урана. Объем производства ресурса увеличился на 76% по сравнению с 2009 годом, когда страна как раз вышла на первое место в мире по этому показателю. Теперь хорошо бы весь этот урановый «излишек» кому-нибудь реализовать.