Данные по костям, найденным на одном из самых важных археологических памятников в мире, предполагают, что первые гоминиды, возможно, переживали сильный холод сотни тысяч лет назад, впадая в спячку, сообщает kratko-news.com.
Ученые утверждают, что повреждения и другие признаки повреждения костей ранних людей такие же, как шрамы на костях других животных, впадающих в спячку. Археологи предполагают, что наши предки справлялись с суровыми зимами того времени, замедляя свой метаболизм и спали несколько месяцев.
Находки основаны на раскопках в пещере Сима-де-лос-Уэсос, Костяной яме, в Атапуэрке, недалеко от Бургоса на севере Испании.
За последние три десятилетия окаменелые останки нескольких десятков человек были найдены на полу 17-метровой шахты, образующей центр этого места. Пещера на самом деле является братской могилой, говорят исследователи, которые нашли тысячи зубов и кусков костей, которые, по-видимому, были намеренно брошены туда. Эти окаменелости датируются более чем 400 000 лет назад и, вероятно, относятся к ранним неандертальцам или их предкам.
Это место является одним из самых важных палеонтологических раскопок на планете, и оно предоставило ключевое понимание того, как эволюция человека развивалась в Европе.
В статье, опубликованной в журнале L’Anthropologie, Хуан-Луис Арсуага, руководитель группы, первым раскопавший это место, и Антонис Барсиокас из Фракийского университета Демокрита в Греции говорят, что найденные окаменелости показывают сезонные колебания, которые предполагают что рост костей замедляется на несколько месяцев каждый год. По словам ученых, первые люди попали в «метаболические условия, которые помогли им выжить в течение длительных периодов времени в холодных условиях с ограниченными запасами пищи и достаточными запасами жира в организме».
Эта гибернация проявляется в нарушении развития костей.
Исследователи признают, что эта идея «может звучать как научная фантастика», но отмечают, что многие млекопитающие, в том числе приматы, такие как лемуры, это делают.
«Это предполагает, что генетическая основа и физиология такого гипометаболизма могут сохраняться у многих видов млекопитающих, включая человека», — сказали Арсуага и Барсиокас.
Повреждения, обнаруженные на человеческих костях в пещере Сима, соответствуют тем, которые были обнаружены на костях зимующих млекопитающих, в том числе пещерных медведей.
«Стратегия гибернации будет для них единственным решением, чтобы выжить, когда им придется проводить месяцы в пещере из-за холода», — говорят авторы.
Современные инуиты и саамы, хотя и живут в таких же суровых и холодных условиях, не впадают в спячку, и это может быть связано с их питанием. Жир, содержащийся в рыбе и оленях, служит пищей инуитов и саамов зимой, устраняя необходимость в спячке. Напротив, территория вокруг пещеры Сима полмиллиона лет назад не давала достаточно еды.
«Засуха в Иберии не могла обеспечить жителей Симы достаточным количеством жира во время суровой зимы, заставляя их впадать в спячку в пещере», — пишут авторы.
Крис Стрингер из Музея естественной истории в Лондоне, который не принимал участия в исследовании, отметил, что крупные млекопитающие, такие как медведи, на самом деле не впадают в спячку в классическом смысле этого слова, потому что их большие тела не могут достаточно снизить внутреннюю температуру. Вместо этого они впадают в менее глубокий сон, известный как апатия (летаргия). В таком состоянии энергетические потребности мозга размером с людей Сима останутся очень большими, что создаст дополнительную проблему для их выживания во время гибернации.
«Тем не менее, идея захватывающая, и ее можно проверить, изучив геномы людей Сима, неандертальцев и денисонианской группы на предмет признаков генетических изменений, связанных с физиологией гибернации», — добавил он.