Хотя новаторская «История игрушек» от Pixar часто вызывает восхищение за выстрел в руку, который она дала голливудской анимации в середине 1990-х годов, невозможно игнорировать влияние компьютерного анимационного хита DreamWorks 2001 года «Шрек». Более грязный и более саркастичный брат Вуди и Базза, Шрек стал важной вехой для американских мультфильмов, проложившей путь для уникального бренда анимированной анархии и сардонической непочтительности, который все еще господствует в индустрии сегодня.
Еще в 2001 году цифровая революция анимации медленно, но верно набирала обороты. Только в США за первой «Историей игрушек» в 1995 году последовала эпопея Pixar «Жизнь жука», посвященная насекомым, три года спустя, а затем второй выход Вуди и его банды в «История игрушек 2» в 1999 году. А потом появился Шрек.
DreamWorks уже окунулась в воду цифровых технологий, выпустив в 1998 году дебютную компьютерную графику «Antz». Фильм о подземной колонии муравьев, казалось, поразил соперника — фильм «Жизнь жука», который появится в кинотеатрах всего месяц спустя.
Конкуренция между двумя фильмами была усилена тем фактом, что соучредитель DreamWorks Джеффри Катценберг был уволен из Walt Disney в 1994 году тогдашним президентом и генеральным директором Майклом Эйснером. Катценберг, похоже, опередил Дисней.
На международном рынке Antz собрал 171,8 миллиона долларов США (что составляет примерно половину от 363,3 миллиона долларов A Bug’s Life). Затем последовали короткие набеги студии на создание традиционных анимационных фильмов «Принц Египта» и «Дорога в Эльдорадо».
Однако именно коммерческий и критический успех Шрека действительно объявил DreamWorks Катценберга главной силой в процветающей американской индустрии анимации. Фильм заработал колоссальные 488 миллионов долларов США на международном рынке, укрепив DreamWorks в качестве серьезного конкурента анимационной аудитории и представив первую признанную угрозу превосходству Pixar в области компьютерной графики.
Помимо «Однажды в сказке …»
Анимированный Шрек, адаптированный из одноименной книжки с картинками Уильяма Стейга 1990 года, стал образцом для особого вида мультфильма, ориентированного на взрослых. Волшебные королевства прочно исчезли, а грязевые ванны и болота были очень популярны.
Ироническая дистанция фильма, пренебрежительный подход к сюжету сказки, небольшое количество литературных и кинематографических ссылок, а также его более широкая поп-культура грамотности с тех пор повлияли на тон некоторых анимационных блокбастеров.
«Техника» Шрека также ознаменовала собой шаг вперед в компьютерной графике. Это включало в себя сложную цифровую визуализацию огня и воды и иллюзию убедительных человеческих персонажей.
За кадром Шрек был не менее революционен в обращении с актерским составом знаменитостей из списка A-list. Анимационные студии имеют давнюю историю привлечения звезд для озвучивания своих мультфильмов. Однако актеры Майк Майерс, Кэмерон Диаз, Эдди Мерфи и Джон Литгоу занимали центральное место в рекламной кампании фильма, чего раньше не было в маркетинге основных анимационных фильмов.
Продолжая наследие
Популярность «Шрека» с момента его первоначального выпуска в апреле 2001 года неуклонно росла. Это стало возможным благодаря прибыльной франшизе, включающей цикл сиквелов на большом экране (три в период с 2004 по 2010 год) и спин-оффы, такие как «Кот в сапогах» 2011 года, а также Рождественские и Хеллоуинские телесериалы. Также были адаптированы видеоигры, мюзикл на Бродвее и аттракционы в тематическом парке. Все сохранили и расширили мифологию Шрека.
Поскольку оригинальному фильму исполняется 20 лет и он сопровождается хэштегом # Shrek20thAnniversary , многочисленные аниматоры и художники хвалят фильм в социальных сетях. Ранее невидимые иллюстрации были размещены вместе с раскадровками, ранними тестовыми материалами CGI и даже аудиозаписями оригинального выступления комика Криса Фарли в роли Шрека (Фарли умер в декабре 1997 года, записав значительную часть роли, но его заменил Майерс).
Голливудская торговая пресса также приняла участие в защите наследия Шрека. Разнообразие недавно провозгласило саундтрек Шрека «пробным камнем тысячелетия», объяснив, как его поворот к современной музыке вместо оригинальных песен стал первым для популярных анимационных фильмов (саундтрек вошел в Billboard 200, а также получил номинацию на Грэмми ).
Фирменный хит Шрека — « All Star » Smash Mouth, который представил вспыльчивого людоеда во вступительной части фильма, определенно был отходом от диснеевских фильмов «A Whole New World» и «Circle of Life». И все же его напыщенный тон еще раз соответствовал игривой анти-диснеевской чувствительности фильма. Частые нацеливания Шрека на узнаваемую формулу повествования Мышиного дома и слащавую сентиментальность также были сочтены острой критикой в адрес бывших работодателей Катценберга.
Будущее Шрека на большом экране остается нерешенным. Пятый фильм был в разработке в течение многих лет , был отменен, восстановлен, а затем снова отменен. Сейчас говорят, что Шрек, Осел и Фиона могут появиться в другой части.