Госдума приступила к обсуждению неожиданного законопроекта: предлагается ввести повышенный налог для тех, кто уклонился от службы в армии. За нелегальную гражданку мужчине придется до 45 лет отдавать государству пятую часть всех доходов. Так что просроченный воинский долг легко станет финансовым.
С такой инициативой выступил один из депутатов Госдумы. Он внес в парламент проект поправок в Налоговый кодекс, устанавливающий повышенную ставку для мужчин, не служивших в армии. Если, как сказано в документе, «физические лица мужского пола» не прошли военную службу и не были освобождены от нее на законных основаниях, то для них устанавливается налоговая ставка в размере 20 процентов в отношении всех доходов. Команда «отбой» высоким налогам поступит на 45-й день рождения. Затем ставка упадет до обычного.
Напомним, сегодня граждане платят налог 13 процентов от всех доходов, и это одна их самых низких ставок в развитом мире. По логике авторов проекта, если кто-то не может (или не хочет) защищать страну с автоматом, пусть защищает ее рублем. Как сказано в пояснительной записке, по Конституции «долгом и обязанностью каждого гражданина является защита Отечества. Ее важнейшие компоненты составляют исполнение воинской обязанности и несение военной службы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях». Получается, кто не отслужил без легальных причин, долг не оплатил. Сразу надо сказать, логика — не бесспорная. Правительство страны, изучившее данный законопроект, написало отрицательный отзыв. Идею повышать престиж военной службы через налоги правительственные эксперты не оценили.
Как сказано в отзыве правительства, законодательство о налогах и сборах «основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения». Согласно Налоговому кодексу, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. «Таким образом, по мнению правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц», говорится в отзыве.
Тем не менее авторы проекта решили настаивать на своем. «Представляется, что этот аргумент не может служить веским основанием для отклонения законопроекта, — отвечает пояснительная записка на доводы правительства, — поскольку именно при «существующих подходах к налогообложению физических лиц» ежегодно около четверти миллиона призывников уклоняются от получения повестки о призыве и от самой военной службы. При этом они не несут ни уголовной, ни административной, ни финансовой ответственности».
Уплата же дополнительных 7 процентов к установленному 13-процентному налогу, полагают авторы проекта, кроме пополнения государственного бюджета, будет «экономически стимулировать лиц, намеревающихся уклониться от военной службы, к исполнению воинской обязанности, способствовать формированию в обществе высокого авторитета Вооруженных сил и неодобрительного отношения к лицам, избегающим без всяких законных оснований под различными предлогами призыва на военную службу».
Поскольку высокий налог предлагается для тех, кто не имел законных отстрочек, пацифистам, студентам или, скажем, артистам балета, повышенный налог не грозит. Эксперты, опрошенные «РГ», по разному оценили инициативу. Кому-то она понравилась, кому-то нет. Правда, предположение, что инициативу поддержат исключительно бывшие военные, не подтвердилось. Например, юрист Вячеслав Голенев в беседе с корреспондентом «РГ» высказался «за», хотя лично военного опыта не имеет. «Предложенный законопроект, несомненно, повлияет на тех молодых людей, кто хочет построить успешную карьеру, — сказал Вячеслав Голенев. — С учетом того, как ранее «в штыки» воспринимались любые попытки повысить общий НДФЛ для всех граждан, принятие такой поправки к Налоговому кодексу не будет восприниматься столь остро всем обществом — ведь речь идет об уклоняющихся от воинской службы».
По его словам, отдельное повышение подоходного налога для категории уклонистов решает две задачи: с одной стороны, увеличивается возможный объем поступлений в бюджеты различных уровней. С другой — у призывников появится мощный стимул искать встречи с военкомом. «Ведь отдавать с зарплаты по 20 процентов ежемесячно в российских условиях — весьма нелегко», говорит Вячеслав Голенев. Все-таки, налоговой инспектор — не военком. Достанет из-под земли.
Впрочем, немало мнений и против. Правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала обозревателю «РГ» Елене Яковлевой: «По-моему, инициатива ввести такой налог обнаруживает желание государства обдирать людей по любому поводу. Такое ощущение, что инициаторы уже не знают, что еще обложить налогом. Дай им волю, и они и введут налоги на дыхание и на сон, будем платить за то, что мы дышим, и за то, что мы спим. Почему те люди, не служившие в армии, должны платить повышенные налоги, а если, предположим, человек освобожден от армии, потому, что он не может служить по медицинским показаниям? Я не уверена, что каждый раз можно будет легко доказать фискальным органам законность своей неслужбы. Или этот налог превратится в налог на Божий дар, на талант. Молодой ученый пошел в аспирантуру вместо армии, а потом за свою приверженность науке должен будет платить налог. Мне непонятно это, мне кажется, что государство должно освободиться от желания необоснованно и неразумно обдирать население».
Как бы то ни было, законопроект был принят в работу Комитетом Госдумы по бюджету, налогам и сборам, после чего направлен для сбора отзывов и предложений. Ответы принимаются до 21 июня. Судьбу инициативы пока предсказать трудно. Но бесспорно — она просто обречена на большой резонанс и горячие споры.
Еще один проект, внесенный в Госдуму, предлагает дать преимущественное право гражданам, прошедшим военную службу, при их поступлении на госслужбу и муниципальную службу по конкурсу.
Также предлагается ввести ограничения на избрание главой государства, сенатором, депутатом Госдумы, замещение должностей в органах суда, прокуратуры, полиции и ФСБ для мужчин, не прошедших военную службу без законных оснований.
Опять же, подобные ограничения могут коснуться лишь тех, кто играл в прятки с военкомом незаконно. Если же, допустим, юноша прошел альтернативную гражданскую службу, запрет на него не распространяется. Также никаких претензий не может быть к ученым, которые вместо службы учились и имели законные отсрочки. И так далее.
Теперь законодателям предстоит решить судьбу инициативы. Законопроект направлен в Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.
По материалам : Источник