«Хорошо ловить рыбу, где ток воды мутен…», писал Козьма Прутков. Писал 150 лет тому, а кажется, про одного из ведущих политиков постсоветского пространства. Президент Республики Беларусь (РБ) Александр Лукашенко, похоже, сумел в ходе украинского конфликта сохранить свой основной политический вектор – «минского бонапартизма». Он одновременно старается угодить Киеву, Москве, Евросоюзу, а также упрочить свое положение если не как крупного политика регионального масштаба, то хотя бы как поставщика в Россию целого ряда экспортных статей – от картошки до шасси «Тополей».
Лукашенко во всех сферах старается сохранить промежуточное положение, очевидно, свято веря, что оно и есть наиболее устойчивое. Это можно увидеть по его позиции в отношении Крыма, точнее, возвращения полуострова обратно в Россию. Довольно долго президент союзного (кстати!) России государства избегал любой политической оценки случившегося в марте геополитического события. Батька в своих публичных выступлениях говорил о чем угодно, съезжал на какие-то тактические моменты, на эмоциональные оценки, лишь бы не дать политического определения. То есть не занимать однозначно одну из сторон – Москвы или Киева.
Лукашенко тактически, как маршал белорусской армии, оценил, что «Украина сдала Крым без боя», затем назвал ситуацию «в целом противной» и даже высказался об «опасности» Крыма как «прецедента». Несколько позже, когда отмалчиваться далее стало невозможно, – Лукашенко уже рисковал показаться смешным, – признал Крым частью России де-факто. В общем, оказал Лукашенко Путину мощную союзническую поддержку в своем стиле, продемонстрировал Брюсселю и Вашингтону, что, когда необходимо, Минск выступает с Москвой единым фронтом. Кое-кто из российских экспертов в одной из соцсетей метко назвал поведение Лукашенко «в целом противным».
Однако с марта по июнь позиция Лукашенко нечувствительным образом изменилась. Точнее, «минский Бонапарт» повернул ее другим углом. Так, в интервью украинским СМИ в день инаугурации Петра Порошенко Батька прямо высказался, что Крым «де-юре остается территорией Украины». Мало того, он сообщил, что верит в возвращение полуострова в состав Украины, причем мирным, ненасильственным путем, «воздерживаясь от оскорблений в адрес России». Как уточнили киевские СМИ, после слов Порошенко о том, что Крым был и будет украинским, глава Белоруссии «встал и аплодировал».
КЛОНДАЙК БУДЕТ ВРЯД ЛИ
Отдельный и очень важный вопрос для Белоруссии – рынки сбыта ее товаров, преимущественно сельхозпродукции, текстиля, одежды, обуви, косметики. В меньшей степени – тяжелых машин, которые также производят в Белоруссии (МАЗ, БелАЗ). Естественно, что Лукашенко, в соответствии со своей обычной позицией, хочет усидеть на двух стульях. Точнее, на трех. То есть в момент разгоревшейся торговой войны между Россией и Украиной, сохранить оба рынка и не потерять рынок Евросоюза. Так, судя по «довоенным» цифрам 2012 года, более 60% белорусских товаров уходило на экспорт. Естественно, первым по объему был и есть европейский рынок. Вторым – российский, РФ закупала у РБ товаров и услуг на 14,5 миллиарда долларов ежегодно. Украина – на 4,5 миллиарда.
Однако Батьке на руку европейские санкции – на одних овощах, поставляемых в Россию, Белоруссия сможет достигнуть невиданного ранее благоденствия. Об этом в Минске высокие чиновники говорят открыто. Так, на прошедшей неделе первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонид Маринич заявил:
«Для нас это Клондайк. Мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия»
. Так что минские министры уже потирают руки, готовясь стать для России посредниками в поставке западных товаров, а по ряду позиций заменить их своими. В принципе вполне понятная экономическая политика – в Европе такую применяли со времен Столетней войны. Не раз так поступала и сама Россия: от торговли с Наполеоном в годы континентальной блокады Франции до поставок Тегерану и Пхеньяну в разгар санкций ООН и США.
Впрочем, по мнению замгендиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, Лукашенко не учитывает в этой позиции одного важного фактора. Белоруссия не Россия, и если чиновники Евросоюза надавят всерьез, применят все свои рычаги для того, чтобы Москва почувствовала всю прелесть экономической блокады, Батьке придется уступить и принять правила игры Брюсселя. Продолжать политику лавирования в такой ситуации ему вряд ли позволят.
1084 КИЛОМЕТРА ОПАСНОСТИ
Логика поведения Лукашенко объясняется и тем, что он явно не желает вовлечения Белоруссии в украинскую войну, считает минский политолог Юрий Шевцов.
«У Белоруссии 1084 километра границы с Украиной, из них половина – с Западной Украиной, так что вовлечься в конфликт элементарно»
, – полагает эксперт. Кстати, похоже, это увидел и сам Лукашенко – в начале августа он подписал указ о модернизации белорусско-украинского участка государственной границы.
При этом политолог Шевцов обращает внимание, что все соглашения с Россией в военной сфере Лукашенко продолжает старательно выполнять. Так, данные Киеву гарантии невмешательства в конфликт не помешали ему запросить у России дополнительные самолеты в ответ на усиление войск НАТО в регионе. Кроме того, Александр Лукашенко пытается исполнить еще одну «голубую мечту» Минска: делает все, чтобы Белоруссия смогла занять место Украины для российского оборонно-промышленного комплекса, о чем свидетельствует повестка недавних переговоров вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина в Минске.
Минск в силу своего промежуточного положения и без украинского конфликта выступал давним и верным партнером предприятий российского ОПК. Что неудивительно – вся система ВПК РБ это просто «осколок» ВПК Союза, сохранившийся причем в едином ведомственном подчинении. Можно назвать ряд поставок в Россию изделий оборонных предприятий Белоруссии: прицельные системы для бронетехники (ОАО «Пеленг»), пилотажно-навигационные комплексы для самолетов Су-27УБ, Су-30, Су-33 (БПО «Экран»), аэрофотоаппаратура и комплексы высокоточных измерений параметров летающих аппаратов (БелОМО), мониторы для электронно-вычислительных комплексов, предназначенных для жестких условий эксплуатации (КБ «Дисплей»).
Впрочем, самой большой популярностью у Минобороны РФ по-прежнему пользуются шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) для подвижных стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс». Также МЗКТ поставляет шасси для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» и «Бал», а также различных транспортно-заряжающих и специальных машин для использования в ЗРК серии С-300П, РСЗО «Смерч» и подобных системах. Для концерна ПВО «Алмаз-Антей» в Минске разработали шасси под ЗРК «Оса-АКМ», «Тор-2МЭ» и «Бук-М2Э», а также для РЛС под ЗРК С-400.
ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ
По мнению белорусских экспертов, Лукашенко не зря летал на инаугурацию Петра Порошенко и не просто так «вставал и аплодировал». Батька вполне может примерять на себя лавры хозяина площадки для международной посреднической миссии. То есть Минск видится ему – вполне возможно – как место переговоров представителей Киева, Москвы и Брюсселя (Вашингтона). Вероятно, Лукашенко не против допустить на свою переговорную площадку и представителей ДНР и ЛНР, однако он не может не понимать – если переговоры по ситуации на Украине с участием международных организаций все же состоятся, это будет означать, что с двумя островками федерализации на востоке Украины все кончено.
Кстати, о том, что в Минске (опять же, возможно) будет работать контактная группа Украина-Россия-ОБСЕ, заявляла в начале июля официальный представитель Порошенко Ирина Геращенко. Но с тех пор политическая ситуация успела измениться. В частности, произошло падение малайзийского боинга, а против России введены массированные санкции.
Однако это не значит, что Лукашенко перестанет предлагать себя в качестве посредника. Он это любит. Так, белорусский политолог Валерий Карбалевич напомнил, как в свое время глава Белоруссии признался, что когда-то был посредником между американцами и президентом Ирака Саддамом Хусейном. А в 2010-м Лукашенко приютил свергнутого президента Кыргызстана Курманбека Бакиева.
«Официальный Минск попытается воспользоваться этой ситуацией для создания имиджа властей и руководителя страны как влиятельных и авторитетных на международном уровне»
, – считает политолог.
www.sovsekretno.ru