Прогноз «негативный»
Институт Гайдара подвел итоги конъюнктурного опроса состояния российской промышленности в январе 2015 года. Выяснилось, что компании резко сократили запасы готовой продукции у себя на складах – январское значение показателя «баланс оценок запасов» оказалось отрицательным, ответы «ниже нормы» стали преобладать над ответами «выше нормы».
При этом абсолютное большинство предприятий (более 70%в ноябре–январе) считают свои запасы «нормальными». Это означает, что когда компании на себе почувствуют первые проявления кризиса, они смогут сгладить сокращение объемов производства, пополняя запасы, делают выводы эксперты.
К сокращению производства бизнес уже готовится: «производственные планы промышленности свидетельствуют, что предприятия ожидают ухудшение динамики выпуска», пишет завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Январские планы в этом году выросли (это объясняется сезонным фактором), но не так сильно, как в прошлые годы.
«Очистка от сезонности показала ухудшение баланса прогнозов января на 5 пунктов к предыдущему месяцу и на 11 пунктов к трехлетнему максимум, зарегистрированному в сентябре 2014 года», – говорится в свежем бюллетене конъюнктурных опросов института.
Девальвация подвела
Основные факторы, которые заставляют бизнес ждать худшего, – декабрьская девальвация рубля и последовавший за ней резкий рост ставок по кредитам. На девальвацию надеялись как на тот механизм, который способствовал бы снижению влияния импорта. Но удорожание импортного оборудования и сырья теперь считается помехой 23% российских предприятий, хотя еще полгода назад такого мнения придерживались только 10% производителей.
Рост же ставок увеличил нехватку оборотных средств (на пополнение которых в основном и брались кредиты промышленностью) до 28%. Этот результат стал трехлетним максимумом. Правда, он все равно получился ниже предкризисного (2008 года) минимума, который составляет 30%.
Пока все хорошо
Несмотря на негативные ожидания, текущие показатели выпуска в промышленности в январе не указывают на то, что кризис в отрасли уже начался. «Фактическая динамика выпуска в январе, скорее всего, порадует наблюдателей (когда они, наконец, увидят сводку Росстата). Судя по данным опросов, промышленность в начале кризисного года может показать рост выпуска, аналогичный лучшим месяцам 2014 года», – отмечает Цухло.
Все в порядке пока и со спросом. Никакого кризисного спада спроса промышленность пока не ощутила, большинство предприятий считает сложившиеся объемы продаж нормальными. Такая ситуация (преобладание оценок «нормальный») сложилась в российской промышленности с апреля 2014 года. Правда, прогнозы спроса «под давлением паники на валютных и финансовых рынках, а также публичной антикризисной деятельности властей» не смогли восстановиться до обычных в начале года оптимистичных уровней.
Оптимистичные оценки текущей ситуации промышленники давали и в середине месяца. Индекс оптимизма, по версии Института Гайдара, остался в январе в плюсе и оказался выше значений ноября-декабря 2014 года вопреки «предкризисной истерии».
В начале этой недели Росстат объявил, что в декабре 2014 года объемы промышленного производства в России выросли в годовом исчислении на 3,9%. Рост стал неожиданностью: ранее аналитики предсказывали, что промышленность, сократившая в ноябре выпуск продукции на 0,4%, продолжит ухудшать показатели.
В соответствии с консенсус-прогнозом, подготовленным Интерфаксом по итогам опроса аналитиков банков и инвесткомпаний, в декабре 2014 года промпроизводство должно было сократиться сразу на 1,2%, продемонстрировав наибольший в году спад. Однако темпы прироста оказались наибольшими за весь год – ранее самым успешным для российской промышленности месяцем считался октябрь, когда промпроизводство выросло на 2,9%.