Успешный старт
Премьера «50 оттенков серого» состоялась в четверг, 12 февраля. Фильм выпустили в широком прокате – в 1,1 тыс. копий. По подсчетам дистрибьютора картины Universal Pictures International, в первый же день сборы составили 157 млн руб., а количество зрителей – 615 тыс. человек.
Рекорд по сборам не был побит: «Железный человек 3» в первый день проката, 2 мая 2013 года, собрал 256,4 млн руб. Следующие по успешности «Джон Картер» (премьера состоялась 8 марта 2012-го) и «Трансформеры: эпоха истребления» (26 июня 2014-го) выручили 181,2 млн и 173 млн руб. соответственно.
Американский фильм «50 оттенков серого», снятый по одноименному роману британской писательницы Эрики Леонард (известна под псевдонимом Э. Л. Джеймс), рассказывает об отношениях студентки литературного факультета Анастейши Стил и миллиардера Кристиана Грея со склонностью к БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые игры в господство и подчинение). Книга вышла в 2012 году и удерживала первое место списке бестселлеров New York Times в течение 28 недель. Автор книги в 2013-м возглавила рейтинг самых высокооплачиваемых писателей, по версии Forbes: она заработала $95 млн.
Кинокартине тоже прочат впечатляющий коммерческий успех: первоначальный прогноз BoxOffice.com по сборам в США за премьерный уикенд (картина выходит 14 февраля) увеличился с $61 млн до $95 млн. Уже известны цифры по другим странам: во Франции сборы этого фильма за 12 февраля достигли $2,7 млн, в Австралии – $ 2,5 млн, в Бельгии – $542 тыс., на Филиппинах – $340 тыс., пишет журнал Variety.
В России, как и во многих других странах, кинотеатры начали продавать билеты на «50 оттенков серого» еще до премьеры. Это обычная практика, отмечает представитель онлайн-сервиса по покупке билетов «Киноход» Андрей Корчак, но признает ажиотаж со стороны зрителей. За время предпродажи через «Киноход» и «Рамблер. Касса» по всей России было приобретено более 73 тыс. билетов на этот фильм, следует из данных компаний. Для сравнения, в Австралии 150 тыс. билетов ушло по предзаказу.
В день премьеры через «Рамблер. Кассу» купили еще более 19 тыс. билетов, уточнил представитель Rambler&Co Сергей Масленников. Сеть «Формула кино» продала за 12 февраля 40 тыс. билетов и, основываясь на предзаказах и «невероятно успешном старте» ожидает, что за уикенд зрители приобретут 200 тыс. билетов, сообщил директор по стратегии сети Кирилл Иванов. Представитель сети «Киномакс» Дарья Концевич отказалась раскрыть информацию о продаже билетов, но заметила, что залы на все показы «50 оттенков серого» во время премьерного уикенда заполнены на 100%.
Прогноз – полмиллиарда
За первые четыре дня с захватом уикенда – 12–15 февраля – «50 оттенков серого» может собрать в России до 600 млн руб., если исходить из результатов похожих фильмов, говорит руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый. Ориентиры отбирают по нескольким критериям – дистрибьютору, дате старта, промо-бюджету, количеству сеансов в кинотеатрах и т.д. Вероятен рекорд сборов, считает главный редактор журнала Мария Мухина.
Для сравнения, британской криминальной комедии с Колином Фертом «Kingsman: секретная служба» аналитики журнала пророчат второе место по сборам в этот уикенд с 140 млн руб. «Разрыв в сборах будет менее драматичным», – не согласен заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» Евгений Володин. По его мнению, Kingsman позиционируется как фильм «для всех», а экранизация «50 оттенков» – как «лента для влюбленных». Собственных прогнозов «Кинобизнес сегодня» не дает.
Эротическая картина заинтересовала и некоторые российские онлайн-кинотеатры: его собираются показать на Ivi, Ayyo, Tvzavr, рассказывают представители компаний-владельцев сервисов. Точную дату релиза они пока не называют. «Права откроются 4 июня», – уточнил гендиректор Tvzavr Сергей Лившиц. Он надеется, что прокатчик будет вести активную борьбу с пиратством.
«К моменту возможного получения прав все, кому интересно, уже три раза посмотрят фильм в сети», – объясняет свое нежелание покупать права на эту ленту основатель еще одного онлайн-кинотеатра – Tvigle Егор Яковлев. Он считает, что работающие по рекламной модели онлайн-кинотеатры только проиграют от покупки этого фильма: он не семейный, и права будут долго недоступны после проката в кинотеатрах.