Ликвидация отложена
Во вторник директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСК) Виктор Иванов опроверг информацию о ликвидации ведомства с 1 марта. «Слухи о смерти службы сильно преувеличены», – перефразировал он Марка Твена во время пресс-конференции в московском офисе ведомства. О своем возможном назначении на должность советника президента директор ФСКН, по его словам, узнал из СМИ. Иванов также подчеркнул, что не получал никаких предложений о новой работе и не рассматривал их. «Как-то очень искусственно поддерживается в прессе это нагнетание обстановки», – отметил Иванов.
В конце января источник, близкий к Кремлю, сообщал РБК, что на передаче полномочий ФСКН настаивают в МВД. По словам источника в администрации президента, за ликвидацию ФСКН активно выступает Виктор Золотов, бывший начальник службы безопасности президента, который в мае 2014 года стал главнокомандующим внутренними войсками и первым заместителем главы МВД. Этого же мнения придерживается и источник РБК в центральном аппарате ФСКН: якобы много лет возглавлявший личную охрану президента, Золотов рассчитывает получить пост министра внутренних дел с существенно расширенными полномочиями.
На днях о ликвидации ФСКН со ссылкой на письмо руководителя государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой руководителю аппарата правительства Сергею Приходько сообщил «Коммерсантъ». В нем Брычева просит Приходько подготовить заключение правительства на предложение о ликвидации ФСКН 1 марта и передать документы для согласования премьеру Дмитрию Медведеву. В свою очередь источник издания в аппарате правительства утверждает, что такое согласование – формальность, поскольку согласие Владимира Путина на ликвидацию ФСКН уже получено. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков комментировать эту информацию отказался.
Еще один собеседник РБК в ФСКН также не исключил, что за «информационной кампанией против ФСКН» стоят люди из руководства МВД. Собеседник отметил, что в СМИ появлялись сообщения о продаже баз данных, якобы принадлежащих ФСКН и содержащих оперативную информацию об осведомителях ведомства. Однако внутренняя проверка показала, что эти данные принадлежат оперативным службам МВД и ФСИН.
В МВД официально комментировать сообщения СМИ о присоединении наркополиции к ведомству отказываются под предлогом отсутствия каких-либо официальных решений.
По словам источника РБК, близкого к руководству одного из силовых ведомств, решение о ликвидации ФСКН, возможно, было отложено после встречи Иванова с президентом Владимиром Путиным, которая, по данным собеседника, состоялась после первых сообщений об упразднении ведомства. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Путин и Виктор Иванов регулярно встречаются. Но подобные сообщения о возможных структурных преобразованиях не комментируем, подчеркивает Песков.
За и против ликвидации
Член комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн рассказал РБК, что окончательное решение о ликвидации ведомства в последний момент было «как минимум отложено». «Такое решение, очевидно, было связано и с оценкой потенциального ущерба для безопасности страны, и с соображениями экономической целесообразности. Эффект от ликвидации ведомства проявится только через два года», – считает Хинштейн.
Поддерживают решение об упразднении ведомства некоторые правозащитники. «Сразу после создания этого ведомства оно проявило себя рейдами в ночных клубах и уголовными делами против ветеринаров, использующих кетамин. Было понятно, что стиль, который они выбрали по отношению к наркозависимым, – это репрессии», – говорит член президентского Совета по правам человека, руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.
Резко против ликвидации ведомства выступил его бывший руководитель член комитета Госдумы по безопасности Виктор Черкесов. Он высказался на эту тему в большом интервью агентству «Росбалт». По мнению Черкесова, такое решение сыграет на руку организованной преступности.
Общественные организации, занятые реабилитацией наркозависимых, в свою очередь опасаются рисков, связанных с возможной передачей полномочий ведомства в МВД и Минздрав. Руководитель Антинаркотического союза Никита Лушников отмечает, что МВД вряд ли справится с проблемой лучше специализированного антинаркотического ведомства. Кроме того, по его словам, в случае упразднения ФСКН остается неясной судьба программ по реабилитации наркозависимых, функция координации которых только в конце прошлого года была возложена на наркополицию.
Политолог Евгений Минченко напомнил РБК, что ФСКН создавалась в противовес ФСБ, но в таком качестве она себя не проявила – все закончилось отставкой первого директора Виктора Черкесова в 2008 году. С другой стороны, эксперт отмечает реальное усиление позиций Золотова и заметное укрепление МВД кадрами из ФСО. Иванова эксперт считает близким к влиятельному руководителю госкорпорации «Роснефть» Игорю Сечину, на поддержку которого директор ФСКН может рассчитывать. Не стоит забывать, что Иванов занимал пост заместителя директора ФСБ и курировал службу собственной безопасности ведомства в период, когда Путин еще возглавлял спецслужбу, а затем работал на важных должностях в администрации президента, добавляет собеседник РБК из силовых структур.