Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин в четверг выступил с предложениями расширить полномочия СКР для работы за границей, создать «объективный» международный суд и отказаться от закрепленного в Конституции принципа приоритета международного права над национальным. Своими идеями Бастрыкин поделился во время доклада на ежегодной коллегии СКР, после которой отправился на встречу с президентом Владимиром Путиным в Ново-Огарево. Там он обсудил с президентом законопроекты, подготовленные при участии СКР.
Перейти границы и создать трибунал
«Правопорядок в государстве остается стабильным, а авторитет и позиции России на международной арене крепнут, – начал Бастрыкин свое выступление на коллегии ведомства. – СК не мог остаться в стороне от трагических событий на юго-востоке Украины. Мы оперативно возбуждаем уголовные дела в отношении военных преступников и националистов».
Таких дел, по его словам, возбуждено 39. Расследуются они, «можно сказать, в боевой обстановке», подчеркнул Бастрыкин. В связи с этим он предложил усовершенствовать законодательство для закрепления полномочий сотрудников СКР при работе за рубежом при расследовании военных преступлений. Сейчас Уголовно-процессуальный кодекс регулирует лишь порядок направления международного запроса о правовой помощи, в то время как «в отдельных случаях нужно провести ряд процессуальных действий, а иногда и предварительное расследование на территории другого государства», уточнил Бастрыкин. По его мнению, необходимо более детально прописать деятельность российских правоохранительных органов в таких случаях.
Другая проблема с расследованием военных преступлений, по словам Бастрыкина, заключается в отсутствии уполномоченного международного судебного органа для рассмотрения таких дел. Он предложил его создать. По словам Бастрыкина, из-за отсутствия подобного трибунала без судебного разрешения осталось расследование военной агрессии в Южной Осетии в 2008 году. При этом расследования преступлений на юго-востоке Украины Бастрыкин пообещал довести до конца, «чтобы в будущем не допустить, когда мирные граждане, наши соотечественники, дети гибли от рук националистов и военщины».
От международного права к суверенитету
Кроме того, в своем докладе Бастрыкин высказал предложение об изменении Конституции России и отказе от ст.15 основного закона страны о приоритете международных обязательств государства над национальным законодательством (этот принцип также включен и в Уголовно-процессуальный кодекс России). По словам Бастрыкина, международные события последнего времени демонстрируют, что «указанное положение работает против интересов России, умело используется западными оппонентами».
«Представляется, что устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость Российской Федерации в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства», – подчеркнул Бастрыкин.
Изначально принцип признания международных норм и их приоритета формировался для обеспечения единых ценностей и общих интересов дружественных государств, но в условиях враждебной политической эскалации России сущностное понимание данных принципов деформировалось, объяснил РБК старший следователь Следственного комитета Георгий Смирнов.
По его словам, сейчас эти нормы активно используются США и странами Евросоюза для реализации собственных стратегических интересов и содействуют санкциям, принятым против России.
Конституции многих государств, например Великобритании, Бразилии, Индии, Испании, Италии, КНДР, США, Франции и Японии, либо вообще не упоминают о приоритете международного права над национальным законодательством, либо предусматривают верховенство национального законодательства или же придают юридическую силу только тем нормам международного права, которые были имплементированы (непосредственно включены) парламентом в национальное законодательство, напомнил Смирнов.
Инициативу Бастрыкина об изменении Конституции готовы рассмотреть в Госдуме. По словам главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, в юрисдикциях целого ряда стран действительно существуют доминанты внутреннего законодательства. «В рамках готовящегося отчета Государственной думы о развитии законодательства за 2015 год будут анализироваться международные договоры Российской Федерации и вот весь этот международный нормативно-правовой материал», – сказал журналистам депутат.
Правозащитники против
Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, напротив, считает инициативу Бастрыкина неуместной. «Россия гораздо больше потеряет, чем выиграет. Полагаю, что сейчас более остро стоит задача добиваться соблюдения всех норм действующей Конституции», – сказала Памфилова РБК. По ее словам, отказ от приоритета международного права облегчит жизнь правоохранительным органам, но ограничит возможности простых граждан для отстаивания своих прав. «Надо думать, как нам уйти от репрессивного мышления, улучшить качество правосудия. Если мы не собираемся выходить из международных организаций и заниматься политической самоизоляцией, то, наоборот, нам следует, несмотря на сложные отношения с Западом, продолжать вести диалог на международных площадках», – считает омбудсмен.
Раскритиковали предложения Бастрыкина об изменении Конституции также председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Председатель правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов отрицательно отозвался также и о предложении расширить полномочия СКР для работы за границей и назвал «абсурдом» идею нового международного трибунала. «Это бессмысленная попытка вписать в контекст законов мирного времени войну, которая должна описываться принципами гуманитарного права», – объяснил правозащитник. По его мнению, причина незавершенного расследования преступлений в Южной Осетии не в отсутствии законодательных инструментов, а в «бездарной» работе следствия.
Однако, несмотря на критику, предложения главы СКР имеют шанс быть реализованными, считает политолог Евгений Минченко. «Идет зондаж, но на фоне иска ЮКОСа [на сумму $50 млрд, выигранного компанией у России в прошлом году в Третейском суде в Гааге ] отказ от приоритета международного права вполне реален», – считает эксперт. В свою очередь, Бастрыкин в своем выступлении подчеркнул, что Следственный комитет активен в законодательном поле и установил тесные контакты с профильными комитетами Госдумы, Совета Федерации, Государственно-правовым управлением администрации президента и правовыми подразделениями других силовых ведомств. «Общими усилиями мы стараемся исправить те деформации российского законодательства, которые произошли в 1990-х годах в результате перестройки нашего общества на западный манер и ограничили суверенитет национального права», – подчеркнул Бастрыкин. При этом источник РБК в СКР уточнил, что последние предложения Бастрыкина пока не оформлены в виде законопроектов.