Потеря монополии
В ночь на среду президент Украины Петр Порошенко уволил Игоря Коломойского по его собственному желанию и подписал указ об изменениях в закон «Об акционерных обществах», с принятия которого парламентом 19 марта начался публичный конфликт между губернатором и властями. Поправки в закон устанавливают, что решения в акционерном предприятии принимаются 50% голосов плюс один голос, ранее для этого было необходимо 60% голосов.
Поправки лишают Коломойского контроля над крупнейшей украинской компании по добыче нефти и газа — «Укрнафтой», в которой 50% плюс одна акция принадлежат государству через компанию «Нафтогаз Украина», а 42% — группе «Приват» бывшего губернатора и аффилированным с ней компаниям. В «Укрнафте» и другой компании «Укртранснафта» (100% акций принадлежат государству, с 2009 года ей руководил человек Коломойского Александр Лазорко) будет заменено руководство.
Это разрушит вертикально интегрированную цепочку нефтяного бизнеса днепропетровской группы, в которой ключевую роль играет контроль Коломойского над «Укрнафтой», «Уктранснафтой» и Кременчугским НПЗ (контролируется группой «Приват»), пишет украинский Forbes. Сопредседатель киевского Центра энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что «Укрнафта» для Коломойского была куда более значимым активом — ее добыча составляла в лучшие годы 2,5 млн т в год, хотя и постепенно сокращалась (в 2014 году — 1,8 млн т).
Контролируя «Укрнефть» и единственный крупный украинский нефтеперерабатывающий завод, Кременчугский НПЗ, Коломойский мог влиять на ценообразование на бензин, говорит Марунич. Согласно украинскому законодательству, вся произведенная в стране нефть должна реализовываться на аукционах. До последнего времени действовал дисконт в 15%, если нефть не реализовывалась с первого раза: по словам Марунича, структуры «Привата» покупали нефть с дисконтом и перерабатывали ее в Кременчуге, что позволяло держать на заправках цены «на 10–15% ниже». При этом группа «Приват» контролировала самую крупную в стране сеть автозаправочных — до 1600 объектов. Таким образом, группа Коломойского имела фактическую монополию на производство дешевого бензина, пишет украинское издание The Insider. В январе с подачи министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина дисконт при продаже нефти был отменен. После последних решений властей Коломойский лишается контроля и монополии на дешевый бензин, пишет The Insider.
«Бастион Украины»
Вместе с Коломойским в отставку ушли и два его зама — Геннадий Корбан и Святослав Олейник. Исполняющим обязанности главы области президент назначил Валентина Резниченко, с 21 февраля возглавившего Запорожскую область. Резниченко считается человеком из ближайшего окружения Порошенко: он с 1996 года работал в группе компаний «Украинский медиа холдинг» (UMH), основанной нынешним главой администрации украинского президента Борисом Ложкиным. Резниченко — человек неопытный, имеет косвенное отношение к политике, его назначение показывает, что фактически областью, которая имеет ключевое значение для военной операции в Донбассе, будут руководить из Киева, говорит украинский политолог Вадим Карасев.
Лишившись поста губернатора, Коломойский сохранит влияние в области — ему принадлежат ее крупные предприятия, в том числе «Днепразот», «Днепрспецсталь», ПриватБанк и «Днепроавиа». С новым губернатором олигарх найдет общий язык, только если это было условием сделки с президентом, полагает Карасев: суть сделки в отказе Коломойского от политических амбиций в обмен на неприкосновенность его активов.
В сообщении президентской пресс-службы подчеркивается, что «Днепропетровщина должна оставаться бастионом Украины на Востоке, защищать мир и покой граждан». Коломойский возглавил Днепропетровскую область 2 марта 2014 года, после свержения президента Виктора Януковича. При нем регион избежал массовых беспорядков, а в ходе конфликта на Донбассе именно в Днепропетровске формировались батальоны территориальной обороны «Днепр» и «Донбасс», которые активно участвовали в боях против отрядов повстанцев.
Аресты в прямом эфире
Власти, отстранив Коломойского от управления, инициировали показательное задержание двух членов правительства. Глава госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям Сергей Бочковский и его заместитель Василий Стоецкий были задержаны 25 марта на заседании кабинета министров перед телекамерами и выведены из зала в наручниках. Их обвиняют в получении откатов через офшоры. Министр внутренних дел Арсен Аваков назвал задержание не спектаклем, а прививкой. Исполняющим обязанности главы ГосЧС назначен советник Авакова Зорян Шкиряк.
По словам советника главы МВД Антона Геращенко, коррупционная схема в ГосЧС была связана с закупкой горюче-смазочных материалов. «Если коротко — топливо для работы спасателей ГосЧС, в том числе в зоне АТО, закупалось по завышенным ценам у частных компаний ЛУКОЙЛ и «Альянс». 15–20% от завышения сумм <…> в виде откатов перечислялись на счета Бочковского и Стоецкого на Кипре и на острове Джерси», — написал он в Facebook, отметив, что оперативно-разыскные мероприятия проводились последние полгода.
Он добавил, что, по данным Авакова, «все начальники областных ГосЧС носили ежемесячно взятки руководству ГосЧС, например, Винницкая область — 50 тыс. [гривен], Киевская — 100 тыс. [гривен], Днепропетровская — 150 тыс. [гривен]».
Ресурсы Коломойского
В последние дни перед отставкой Киев поставил Коломойскому в вину то, что ранее считалось его заслугой: создание и финансовую поддержку добровольческих батальонов. Порошенко объявил, что ни у одного губернатора не должно быть «карманной армии». Претензии возникли после того, как в Днепропетровской области в субботу был убит сотрудник СБУ. Из комментариев официальных лиц следовало, что ответственность за преступление следует возлагать на добровольческие формирования. За использование Коломойским вооруженных людей в Киеве во время противостояния у здания «Укрнафты» Наливайченко также обещал «кару».
Украинский военный аналитик Алексей Арестович считает, что самостоятельная роль батальонов сознательно преувеличена. «Частные армии — это жупел пропаганды, которую подхватила центральная власть» в борьбе с региональными лидерами, в том числе Коломойским, считает он. Комбаты, по его словам, «слишком разобщены, слишком маломощны и слишком малообразованны», чтобы играть самостоятельную роль в политике. Коломойский же в условиях войны вряд ли пойдет на открытый конфликт, он, скорее, попытается сформулировать какие-то политические запросы, например на регионализацию, заявил РБК Арестович. От противостояния с властями команда Коломойского дистанцировалась, перенеся первоначально назначенное на среду «народное вече» на субботу и назвав ее митингом — концертом «за единую Украину».
В Верховной раде Коломойский имеет свою клиентелу. В понедельник четыре депутата, близких к Коломойскому, заявили о выходе из Блока Петра Порошенко (всего 150 депутатов). С экс-губернатором ассоциируют и внефракционную группу «Возрождение» (22 депутата). У Коломойского недостаточно голосов для того, чтобы серьезно влиять на работу парламента, говорит Карасев. Тем более, отмечает эксперт, большинство «его» депутатов не выступили открыто на его стороне во время конфликта с президентом. Коломойский, уверен эксперт, на время затаится, чтобы дождаться более благоприятного момента, чтобы вернуться в игру, например перед местными выборами или в случае досрочного роспуска Рады.
Победа Порошенко
Увольнение Коломойского политики восприняли противоречиво. «Если уволить Коломойского <…> и после этого не тронуть никакого другого олигарха, то выглядеть будет очень плохо», — описал бывший замгубернатора Олейник дилемму Порошенко. Всем нынешним олигархам придется усвоить необходимость превратиться в крупных предпринимателей, которые играют по общим правилам, заявил глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко. Президент продемонстрировал, что «золотое время» олигархии закончилось, власть показала, что впереди время более открытой политики, говорит Карасев.