Морфин известен медицине уже полтора века. Это дешевое, эффективное и легко употребляемое лекарственное средство, способное снимать самые сильные боли. Так почему же миллионы людей по всему свету умирают в страданиях, не имея возможности обратиться к нему? пишет Джоан Силбернер, Би-би-си.
В палате больницы Мулаго в столице Уганды Кампале на пятой койке слева у прохода лежит пожилая женщина по имени Джойс.
Лицо ее искажено гримасой страдания, над ней хлопочет изможденный и измочаленный усталостью муж.
Джойс умирает от рака, который распространился метастазами во всему телу. Раньше ее держали на морфине, а теперь он в больнице кончился.
«Она постоянно страдает от боли, — говорит палатная сестра. — По ее словам, эта боль глубинная, в костях».
Правительство Уганды контролирует производство и распределение отечественного морфина, но по бюрократическим причинам с его поставками то и дело возникают перебои.
По многим причинам морфин является превосходным болеутоляющим средством для пациентов в развивающихся странах. Он недорог, эффективен и употребляется в виде таблеток или инъекций.
Два доллара
И несмотря на это, по данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире от рака умирают более пяти миллионов человек, не имеющих доступа к морфину.
«Очень трудно смириться с тем, что они обречены на страдания только потому, что им не прописывают лекарство, которое стоит два доллара в неделю», — говорит Мег О’Брайан, глава организации «Глобальная инициатива по доступу с болеутолению».
По ее словам, в таких странах, как Британия и США, морфин доступен всем пациентам, страдающим от хронических болей; в странах с низким уровнем жизни только 8% таких больных получают морфин.
В 150 странах мира морфин вообще недоступен. В некоторых из них власти ограничивают доступ к нему из-за опасений, что он будет использован для производства героина.
Многие врачи с большой неохотой прописывают морфин, опасаясь, что его применение приведет к морфиновой зависимости у пациентов; на самом деле такое происходит сравнительно редко.
Муки лицензирования
В Индии, например, доступность морфина определяется тем, в какую больницу попадает больной.
Больница Тата Мемориал в центре Бомбея является современным хорошо оснащенным медицинским центром, и проблем с морфином там нет.
«У нас есть все нужные лекарства, — говорит доктор Мэри Макаден, глава анестезиологического отделения больницы. — Но так дело обстоит далеко не везде».
По ее оценке, только 1-2% индийцев, страдающих от рака, получают морфин.
Динеш Кумар Ядав 28 лет от роду приехал в больницу Тата за лекарством для жены. Ему пришлось добираться туда на автобусе, а путь его занял 30 часов.
По его словам, его жена страдает от хронических болей, но морфина в их северном штате не достать из-за бюрократических препон.
По словам доктора Макаден, многие врачи на севере страны не желают заказывать морфин, потому это сопряжено с мучительной и длительной процедурой лицензирования.
Но в Индии есть больницы, где морфин выписывается всем, кому он нужен. Но и там есть свои трудности.
В центре паллиативного лечения в городе Пуне в штате Махараштра ухаживают за теми, кто доживает последние дни. Состоятельные люди устраивают сюда престарелых родителей, которым обеспечен комфорт и внимательный уход.
Клиника специализируется на раковых больных, и лечение тут бесплатное. Индийская фармакологическая компания CIPLA, которой принадлежит больница, поставляет орфин и оплачивает все другие расходы.
Но даже несмотря на бесплатный уход, больница заполнена всего на 60%. По словам директора Прии Кулкарни, это результат недоверия, которое испытывают многие пациенты к морфину. Они часто думают, что морфин — это смертельно опасный наркотик, и отказываются от него.
По ее словам, многие местные онкологи не хотят направлять в клинику больных и по другой причине.
«Они не хотят лишать пациентов надежды, — рассказывает она. — Если больной слышит, что его направляют на паллиативное лечение, это означает для него, что лечащий врач от него отказывается».
Забытая ампула
Однако несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается морфин в развивающихся странах, положение с ним постепенно улучшается.
В странах с низких уровнем доходов населения потребление морфина возросло в 10 раз по сравнению с 1995 годом, по данным Международной комиссии по контролю за наркотическими средствами.
В больнице в Кампале, где аптека снова не получила морфина, анестезиолог Лезли Хенсон делает счастливую находку. На верхней полке у себя в кабинете она натыкается на забытую упаковку морфина. Его достаточно, чтобы облегчить страдания двух или трех больных.
Поучив укол, Джойс затихает, ее лицо разглаживается. Я спрашиваю ее, рада ли она получить укол. За нее отвечает муж — да, очень рада.
По крайней мере, Джойс не будет страдать от мучительной боли несколько часов. Но вокруг нее — много больных, которым повезло меньше.
По материалам : Источник