Впечатляет даже не количество зрителей, посетивших в эту субботу и воскресение трассу Moscow Raceway — по разным данным, за два дня их было от 70 до 100 тысяч человек. Удивительно другое — среди них не было случайных людей! Мировая серия Renault впервые в России, а болельщики уже прекрасно знают ее пилотов и буквально на каждом круге гонок Формулы Renault 2.0 аплодируют Даниилу Квяту. На автограф-сессии к нашим пилотам было невозможно протолкнуться. Немалое количество болельщиков пришло в фирменных кепках и майках любимых команд — значит, готовились, ждали!
Столь мотивированных зрителей я не видел даже на испанском этапе WSR, притом что добираться до автодрома Каталунья от Барселоны куда проще — в пробках на новорижском шоссе мало кто провел менее двух часов. Однако доехав до указателя «деревня Шелудьково», обозначающего съезд к трассе Moscow Raceway, люди попадали в атмосферу «ненашего» порядка. Недостроенные парковки были забиты под завязку, однако армия парковщиков четко регулировала потоки, избегая пробок хотя бы здесь. И в остальном организация была как минимум не хуже, чем в Европе — курьезом запомнятся только пластиковые кресла, которые в пятницу сильный ветер сдул с недостроенной центральной трибуны. Чувствовалось, что зрители, ходившие по паддоку, не ожидали такого масштаба и представительности.
Почти все получилось и в спортивной части. Да, судьи на трассе пока работают не так споро, как в Европе, не столь оперативна и эвакуация остановившихся автомобилей. А во время субботней квалификации на гоночном полотне была замечена собака. Зато все судьи «на местах», все спасатели, весь обслуживающий персонал и даже оперативное руководство гонки в лице Игоря Коновалова и Михаила Ухова — наши люди! И они не ударили в грязь лицом
Но все же главное открытие уик-энда — это сам автодром Moscow Raceway, который теперь надолго станет нашим эталоном в определении понятия «гоночная трасса». Я проехал по трассе длиной 3955 метров в ходе шоу-заездов на хэтчбеках Renault Megane RS — и уверяю: столь техничные трассы даже в Европе еще надо поискать. После второго послестартового поворота дорожка начинает фактически непрерывно виться — прямики между поворотами очень короткие — и расслабление наступает только при выходе на 870-метровую дальнюю прямую.
Правда, оборотные стороны такой конфигурации — малое количество мест для обгона (это в основном первый и последний повороты) и ощущение, что действительно быстрым машинам здесь тесновато. Средняя скорость, которую показал в квалификации самый быстрый пилот топ-класса Formula Renault 3.5 — 170,7 км/ч. Тогда как на европейских трассах, принимающих Формулу-1, эти автомобили обычно показывают средние скорости в диапазоне от 180 до 200 км/ч. Зато поиск настроек в условиях, когда на одной трассе есть и сильно закрученные, и очень ходовые сектора, превращается в увлекательное действо!
Похоже, именно с настройками на незнакомой трассе возникли сложности у наших пилотов, выступавших в топ-классе Formula Renault 3.5. В субботу четверо из пяти наших даже не смогли попасть во второй десяток стартовых мест — лишь Даниил Мове ушел в гонку 14-м и финишировал девятым. Да и в воскресенье Мове проявил себя настоящим бойцом — после заминки на старте он сумел прорваться на 11-е место! Михаил Алешин стартовал 13-м, а финишировал также девятым.
Зато Даниила Квята публика готова была носить на руках. И субботний, и воскресный заезды прошли по одинаковому сценарию — стартовав вторым, уже в первом повороте Квят обходил своего основного соперника по чемпионату, бельгийца Штоффеля Ван Доорна. А затем в плотной борьбе под аплодисменты трибун доводил дело до побед! Остальные четверо россиян в двухлитровом формульном классе оказались в роли аутсайдеров.
Нескучными были и гонки прототипов Renault Megane Trophy, и демо-заезды машин Фомулы-1. Причем в отличие от остальных этапов WSR, по московской трассе катались сразу две машины — команд Caterham (пилот Виталий Петров) и Red Bull (Даниэль Рикьярдо). Более представительным, чем обычно, было и ретро-шоу Renault Classic, где неутомимому шоу-раллисту Жану Раньотти в выделывании полицейских разворотов и прочих пируэтов на раллийном Renault 5 ассистировали еще четыре пилота.
Напоследок отметим, что все гонщики удивились тому, насколько ровное покрытие удалось положить на Moscow Raceway. Ни ямки, ни волны — даже по европейским меркам качество гоночного асфальта исключительное. Можем ведь, если хотим! Осталось перенести испытание суровыми российскими морозами…
В любом случае, этап WSR оставил ощущение, что Россия больше не придаток автоспортивной Европы, а ее часть. Поверьте, на фоне непрекращающегося роста нашего автомобильного рынка и рецессии в Европе теперь к нам потянутся не только WSR и чемпионат FIA GT, который должен приехать на Moscow Raceway в середине сентября. Мы наконец-то перестали искать и выдумывать свой путь, а приняли общепризнанные «законы игры» — и пусть по западному проекту, но своими руками построили современный и интересный в спортивном плане автодром. Из «российской специфики» в нем разве что деревеньки Шелудьково и Федюково, которые видны по ту сторону трассы. Но может и к лучшему, что не нашлось такой точки съемки, где в кадр умещались бы и дачные сараюшки, и гоночные автомобили одного из ведущих мировых чемпионатов…
Подробные результаты московского этапа WSR доступны здесь. Официальный сайт серии переведен на русский язык.