Обесценивание российского рубля подтолкнуло потребительскую активность белорусов, заполонивших автомобильные рынки России.
В пересчете на иностранную валюту цены на машины там существенно снизились. Особенно это заметно в категории премиум-класса — экономия по сравнению с аналогами, которые предлагает белорусский рынок, измеряется тысячами долларов.
За долгие годы относительно стабильного курса рубля многие граждане России отучились оперативно реагировать на экономические вызовы, чем пользуются западные соседи, закаленные девальвацией. Минчанин Сергей Кругляков за последний месяц съездил в Москву дважды, приобретя машины себе и отцу. Убежден, что если есть денежный запас в валюте, то, с учетом масштабов обвала российского рубля, приобретать авто в России нужно как раз сейчас. Причем это касается как новых, так и подержанных моделей.
Некоторые цифры мониторинга цен в автосалонах, торгующих 3-5-летними иномарками. Если «БМВ» X5 2005 года в Беларуси стартует от 25 тысяч долларов, то в Москве можно искать от 18 тысяч. «Мерседес-500» S-класса 2007 года по минским объявлениям стоит в среднем 40 тысяч долларов, российский ценники — на 10 тысяч меньше. В последний приезд сам Сергей Кругляков приобрел относительно недорогой японский «паркетник», на котором сэкономил минимум 4 тысячи долларов:
«Престижные премиум-автомобили — это и «Лексусы», и «Мерседесы», и внедорожники вроде «БМВ» Х5. Бюджетные, доступные автомобили в салонах вы вряд ли найдете. Не потому, что их нет, — они есть. Но лучше искать в интернете или по объявлениям. Правда, уже без всяких гарантий. Я приобрел в автомагазине «Ниссан Кашкай» 2011 года, в топовой комплектации. Рассчитался, оформил страховку и поехал снимать с учета. Вся приятность обошлась в 14900 долларов. Машина в такой же комплектации у частника дешевле на 500 долларов, но большее доверия все же авто из салона. Когда ставил на учет в Минске, прошелся по рынку. За аналогичное авто, только на год старше, в самой простой комплектации, просили 19 тысяч! Выигрыш — 4-5 тысяч. Можно только представить, сколько сейчас сюда будет идти, скажем так, среднедорогих авто таких, как «Мерседесы» С-класса, «пятерки» БМВ, «японцы» и пр.».
Калькуляция выгоды имеет вполне реальные очертания. Если еще в сентябре при курсе 35 рублей за доллар условный автомобиль стоил 700 тысяч рублей, что в эквиваленте 20 тысяч долларов, то теперь, после падения рубля, это же авто стоит 15 тысяч долларов. Расходы на доставку в Беларусь на этом фоне — как арифметическое погрешность. Так, обязательный утилизационный сбор за новое авто составляет 60 долларов, а если машина старше 3 лет — около 100 долларов.
Основатель и главный редактор газеты «Автодайджест» Анатолий Шевченко замечает, что привлекательность российского рынка означает вывоз в Россию большого количества валюты. Однако это то, к чему рано или поздно должна была привести государственная политика. Сначала подняли пошлины до российского уровня, сделав пошлины в некоторых случаях выше стоимости самого автомобиля, после ввели транспортный налог, в очередной раз вывернув карманы автолюбителей:
«С учетом непродуманного решения в отношении легковых автомобилей, которые обложили пошлиной и немалым налогом, в результате чего расходы стали на порядок выше, люди начали вывозить валюту из страны. Государство этого хотело — оно это получило. При том, что еще не так давно процесс был обратный: россияне у нас столько приобретали автомобилей и столько оставляли валюты, что резать курицу, несущую золотые яйца, не было никакого смысла. К сожалению, наши руководители этим особо не дорожили. В результате автомобили, в том числе и подержанные, в России стали существенно дешевле. И теперь вот такие качели образовались — многие туда поехали. Особенно это касается машин премиум-сегмента, там 5-8 тысяч долларов разница. Поэтому, конечно, лучше проехать 500 километров и потратить 150-200 долларов лишних, но выиграть на порядок больше».
Эксперт в автомобильной отрасли Вадим Балай считает, что белорусам необходимо использовать удобный момент, чтобы обновить частный автопарк. Но он против того, чтобы в долгосрочной перспективе Беларусь проводила собственную политику на автомобильном рынке. По его словам, высокая пошлина — еще не повод сетовать на жизнь:
«Да, за счет интеграции мы имеем большие пошлины. Но мы по-прежнему продолжаем получать от России дешевые энергоносители, наши предприятия по-прежнему имеют возможность реализовывать свою продукцию на российском рынке. То есть надо на все смотреть в комплексе. Понятно, что рядового покупателя подержанного автомобиля эти тонкости как бы и не интересуют, но, опять же, человек должен понимать: свою зарплату он получает в том числе за счет того, что мы так плотно работаем с Россией, находимся в едином экономическом пространстве и т. д. Другими словами, если бы этого не было — да, пошлина на автомобили была бы ниже, но другой вопрос — были ли вообще сейчас деньги у белорусов покупать в той же России дешевую «бэушку»?»
Надолго ли сохранится привлекательность российского авторынка — зависит не только от стабильности в финансовой области, но и от того, какую позицию займут заинтересованные игроки. С января до сентября 2014 года в России отмечено сокращение спроса на многие марки. Так, «Форд» продемонстрировал падение на 42% больше, чем в прошлом году, «Фольксваген» — на 20%, «БМВ» — на 11%, «Ауди» — на 5%. Повышать цены в такой ситуации — ухудшить и без того незавидные показатели.
Тем не менее, некоторые производители все же к этому готовятся. Концерн «БМВ» заявил о значительном повышениии уже после 1 декабря — предварительные заказы будут оплачиваться исходя из новых ценников. «Ниссан» готов подождать до Нового года, но все будет зависеть от курса рубля. Пристально следят за ситуацией в штаб-квартирах «Мерседеса», «Рено», «Шкоды», «Киа». Некоторые бренды в этом году уже поднимали расценки, и годовой лимит у них исчерпан.