Во вторник, 27 января, агентство Bloomberg со ссылкой на представителя Еврокомиссии, который отвечает за составление нового списка санкций в отношении России, сообщило, что министры иностранных дел стран ЕС на встрече 29 января рассмотрят расширенный запрет на экспорт в определенных отраслях российской промышленности, перечень российских компаний и банков, которым запрещено привлекать деньги в ЕС, а также запрет России на использование системы SWIFT.
Премьер-министр Дмитрий Медведев резко отреагировал на информацию о возможном отключении SWIFT. «В случае принятия таких решений хотел бы отметить, что наша экономическая реакция, да и вообще всякая другая, будет без ограничений», – сказал Медведев на совещании по животноводству в Брянске во вторник (цитата по Интерфаксу).
SWIFT (Society for worldwide interbank financial telecommunications) – это кооперативное сообщество межбанковских финансовых телекоммуникаций со штаб-квартирой в Брюсселе. Благодаря этой системе банки обмениваются документами и платежами по всему миру. На данный момент у банков для взаимодействия с иностранными контрагентами в плане валютных переводов и обмена документами альтернативы SWIFT практически нет.
Опасения, что в случае расширения санкций Запад может применить такую меру, впервые возникло в сентябре прошлого года. С такой инициативой выступали Европарламент и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
«Внезапное отключение России от SWIFT может вызвать потрясение на финансовом рынке, – отметил начальник диллингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук. – На SWIFT базируется практически весь документооборот финансового рынка. Встанут технологические процессы, которые сейчас настроены в банках для того, чтобы передавать платежные поручения и осуществлять финансовые операции, требующие документального оформления (подтверждения по межбанковским сделкам на валютном рынке и рынке ценных бумаг, аккредитивы и другое)». То есть банки, уточняет Романчук, не смогут выполнять свои обязательства так, как они это привыкли делать. Надо будет перестраивать бизнес-процессы, что потребует времени и технологически отбросит рынок на десятилетие назад.
В этом месяце возможное отключение SWIFT комментировал в Давосе глава ВТБ Андрей Костин. «Если такое случится, это приведет к стремительному ухудшению отношений между Востоком и Западом. Если это случится, на следующий день послы США в России и России в США могут покидать столицы. Такое уже было в отношениях США и Ирана. Это означает полное отсутствие диалога», – передало слова Костина агентство Интерфакс. По словам Костина, отключение SWIFT означало бы, что страны находятся на грани войны и уже точно вошли в стадию холодной войны.
Осенью прошлого года Банк России пообещал создать систему, которая позволит банкам обмениваться сообщениями внутри страны без помощи SWIFT, в том числе по валютным переводам. Система была протестирована в декабре 2014 года и должна заработать к маю 2015 года. Однако проблему взаимодействия с иностранными контрагентами без SWIFT это не решает. Как рассказывала в интервью РБК зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, кредитные организации тестировали альтернативные каналы взаимодействия по трансграничным платежам. Это системы «банк – клиент», «Телекс», система электронного документооборота. Но эти альтернативные каналы, по словам Скоробогатовой, гораздо менее эффективны. «С точки зрения их скорости и удобства они несравнимы с системой SWIFT», – сказала она.
Правда, Сергей Романчук считает информацию об отключении России от SWIFT спекулятивной. На Западе прекрасно понимают, как устроен финансовый рынок и что от отсутствия обмена сообщениями в банковской системе пострадает не только российская сторона. «Запад же хочет, чтобы российские компании выполняли свои обязательства перед их контрагентами», – рассуждает Романчук. Такого же мнения придерживается член комитета Российской национальной ассоциации SWIFT (РосСВИФТ) Дмитрий Дмитриев.
Сама организация SWIFT на уровне штаб-квартиры в начале октября прошлого года распространила заявление, что «не будет в одностороннем порядке под влиянием политического давления принимать решения об отключении организаций от своей сети». «Однако если будет соответствующая директива Евросоюза, SWIFT вынуждено будет подчиниться, так как штаб-квартира находится в юрисдикции Бельгии», – пояснил Дмитриев.