В английском языке есть термин «end-game», часто применяемый в том числе и к наушникам. Означает он модель, купив которую вы закончите поиск и перебор вариантов и будете спокойно жить долгие годы с этой покупкой, не испытывая терзаний (ну разве что финансовых). Одним из признанных лидеров подобного толка в категории IEM является модель Kaiser от известного производителя Noble Audio.
Компания Noble Audio опирается на двух людей: Джона Мултона (Wizard) и Бреннана Мейсона (The Glove). Первый отвечает за железную часть, начиная со звука и заканчивая дизайном, второй несёт на своих плечах бремя коммерческой части. Оба представителя компании съели вместе с будкой не одну собаку в своей отрасли, поэтому их детище стремительно вырвалось в лидеры рынка кастомных наушников. Помимо классного звука, Noble предложили также уникальный подход к дизайну, некоторые их наушники — настоящее произведение искусства, и многие варианты оформления существуют в единичном экземпляре. На сайте Noble есть раздел, названный Lookbook, в котором собраны многие работы компании, и там действительно есть на что посмотреть.
В компании быстро поняли, что при всех достоинствах кастомных наушников у них есть и недостатки: необходимость делать слепки, отправлять их производителю, ждать пока они доедут… Кроме того, не стоит забывать и о возможной необходимости рефита, да и проблемы с продажей кастомов обычно возникают немалые, хотя Noble, как и все компании, предлагает платный рефит при продаже наушников другим людям. Поэтому была представлена линейка моделей в универсальных корпусах из акрила. Они были схожи по форме с кастомными, но позволяли использовать обычные насадки и подходили под все уши. Наконец, недавно в Noble представили новый вариант своих «универсалов» в алюминиевом двухцветном корпусе.
Первый эксперимент был поставлен на топовой модели Kaiser K10U, она получила стильный красно-серебристый шелл. Также была выпущена лимитированная версия в корпусе, сочетающем чёрный и цвет «розовое золото». Лимитированная версия была распродана очень быстро, и вскоре все модели компании получили универсальные варианты в алюминии.
Ко мне на обзор попала флагманская модель, получившая индекс K10UA. В ней используются 10 излучателей со сбалансированным якорем на каждое ухо и продуманный кроссовер, разделяющий сигнал на полосы, которые отыгрываются соответствующими драйверами. В «носике» расположены три отдельных звуковода, поэтому окончательное «сведение» сигнала происходит уже в слуховом проходе.
Естественно, такая сложная конструкция, да ещё и от топового производителя, не могла не стать очень дорогой, так и получилось. Текущий ценник K10UA составляет порядка 1650 долларов, что, естественно очень много. Поэтому эти наушники явно предназначены исключительно для небедных ценителей особо качественного звука.
Технические характеристики
Производитель не публикует детальные характеристики наушников, вот что удалось собрать в Интернете.
- Излучатели: со сбалансированным якорем, по 10 на каждое ухо
- Кроссовер: 4-полосный
- Импеданс: ~35Ω
- Кабель: сменный с раздельной землёй, 2-пиновый коннектор на 0,78 мм
- Материал корпуса: алюминий
- Вес: 8 г
Упаковка и комплект поставки
Тут, естественно, все сделано на высшем уровне. Наушники упаковали в три слоя. Сначала транспортная коробка из обычного коричневого картона, внутри неё — чёрная картонная коробка со стильными разводами и автографом Wizard’а, и, наконец, в ней — пластиковый Pelican Case со всем содержимым. Такую упаковку, пожалуй, не пробить даже самым ненадёжным почтовым службам. Что же входит в комплект поставки (ну, разумеется, кроме самих наушников и кабеля)?
- Карабин для крепления пластикового кейса к чему-нибудь
- Пара резиновых колец для любителей бутербродов из плеера и усилителя
- Щеточка с петелькой для чистки наушников
- Три пары пенных насадок разных размеров
- Три пары двухфланцевых силиконовых насадок (также в ассортименте размеров)
- Три пары однофланцевых силиконовых насадок (и тут размеры разные)
- Три пары однофланцевых силиконовых насадок пошире (да, вы правильно догадываетесь…)
- Бархатистый мешочек для хранения наушников
- Металлическая карточка с персональными данными владельца
- Пара белых наклеек с логотипом компании
В новых поставках насадки стали вкладывать в специальный металлический органайзер, что немного повысило удобство их хранения, но в любом случае комплект поставки более чем достойный.
Дизайн и удобство ношения
Над дизайном наушников, конечно, поработали. Фотографии передают, насколько сложный используется подход. Двухцветный алюминий с продольными рифлениями на боках образует основной корпус наушников. Наружная сторона плоская, на ней сделана насечка и нанесён логотип, внутренняя часть, прилегающая к уху, закругляется для обеспечения максимально комфортной посадки. Качество сборки безупречное, все подогнано плотно, нет ни малейших огрехов.
Наушники достаточно большие, разместить в одном корпусе 10 излучателей и детали кроссовера — задача не из лёгких. Хвала инженерному гению Noble, они сделали эти наушники довольно сильно выступающими наружу, но при этом сохранили их достаточно малый размер в проекции на ухо. Благодаря этому, посадить K10U в уши не так сложно, как могло бы показаться по виду. Да, вам придётся перебирать насадки и, возможно, даже поискать что-то среди насадок, не входящих в комплект. Да, они сильно выступают наружу, и, например, лечь на бок на подушку с этими наушниками в ушах не выйдет. Такова расплата за 10 излучателей, и физику тут никак не обойти. Поэтому Noble постарались сделать все, чтобы минимизировать проблемы. Если взять исключительно мои уши, можно сказать, что им это с блеском удалось, Kaiser садятся у меня просто отлично. Ничего нигде не давит, не вызывает дискомфорта, носить я их могу долго и уверенно. Естественно, у обладателей других ушей результаты могут и отличаться.
По звукоизоляции сразу понятно, что не стоит тут ожидать идеальных результатов Etymotic, но звукоизоляция у этой модели повыше средней, хотя во многом зависит от насадок.
K10UA предназначены для заушного ношения, и кабель выходит из их разъёмов вертикально вверх. Используются стандартные двухпиновые вилочковые разъёмы с диаметром пинов 0,78 мм. Сокеты новых наушников невероятно тугие, хотя со временем они немного ослабевают, поэтому носить K10U на шее я бы всё-таки не советовал. Комплектный кабель весьма неплохой, он сделан с полностью раздельной землёй, поэтому при желании его легко переделать в балансный, просто сменив штекер. Провод сделан в чёрной силиконовой изоляции, он витой, выглядит достаточно симпатично, при этом он сочетает лёгкость, мягкость и незапутываемость. На холоде он, естественно, не твердеет. Участки, прилегающие к коннекторам, сделаны с эффектом памяти, поэтому их можно согнуть, формируя удобные для ношения заушины.
На рынке полно вторичных проводов на любой кошелёк, поэтому желающие поэкспериментировать с рекаблингом явно не останутся разочарованными.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование:
- NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Fiio X7 и Luxury&Precission L5Pro в роли портативных плееров
- Ambient Acoustics AM10, Lear BD4.2, Campfire Audio Jupiter и Dunu DN-2000J в роли наушников для сравнения
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов. Арматурным излучателям прогрев в принципе не нужен, но я решил выполнить все формальности.
В целом звук Kaiser’ов воспринимается так, словно его долго и старательно подгоняли, добиваясь очень приятного и «вкусного» звучания, и лично по своим предпочтениям могу сказать, что Noble это удалось. Подача этих наушников настолько ложится в мои «представления о прекрасном», что я просто удивился их подаче. Звучание имеет небольшие акценты на НЧ и ВЧ, но они реально не так велики.
Учтите, что с универсальной версией наушников надо потратить время на подбор насадок. Неудачная посадка может свести на нет достоинства любой модели, и K10U тут не исключение. Традиционно, в первую очередь от плохой посадки страдает бас, но и остальным частям спектра достаётся. У меня лучший результат получился с серыми одинарными насадками среднего размера, что необычно, так как чаще всего мне подходят самые крупные насадки.
Бас. О, бас K10U — это просто сказка и песня. Он глубокий, насколько это возможно вообще в наушниках-затычках, он быстрый, рельефный и текстурный. Основную часть нагрузки традиционно несёт на себе мидбас, обеспечивая детальную, скоростную основу для построения мелодии, но и более глубокие частоты Кайзерам удаются, хотя и в меньших количествах. Вообще, с количеством в Noble хорошо угадали, баса точно не мало для любого жанра, но при этом и не много, чтобs наушники превратились в басхедные долбилки по ушам. Разумеется, бас отменно контролируется и держится строго в рамках своего диапазона, не наползая на начало СЧ.
Средние частоты также ожидаемо хороши. Стоит ли вообще говорить об этом? СЧ очень детальные, очень быстрые, они очень хорошо передают малейшие нюансы записи и эмоции, вложенные исполнителями в музыку. Но при этом стоит учитывать, что K10U не пытаются никак приукрашивать или смягчать СЧ-диапазон. Поэтому на не очень хорошем источнике и/или записях они могут прозвучать слишком аналитично. Не могу сказать, что это проблема наушников, но это фактор, который следует учитывать при выборе: наушники такого уровня требуют соответствующего качества от всех составляющих аудиотракта. На хороших записях и источниках проблемы нет. Также поразила моё воображение и виртуальная сцена этих наушников. Уж не знаю как, но им отлично удаётся позиционировать инструменты и в глубину, и в ширину, давая тот самый «трехмерный» эффект звучания.
ВЧ-диапазон по традиции станет основным камнем преткновения для тех, кто на дух не переносит этот диапазон. У Noble Kaiser однозначно есть небольшой пик в районе 5-7 кГц, обеспечивающий звуку приятную искристую лёгкость и воздушность. На мой вкус он достаточно умеренный, но из-за него откровенно плохо звучат некачественные треки и плохие источники. K10U из числа тех наушников, в которых практически невозможно слушать MP3 в низких битрейтах. В остальном ВЧ хороши, протяжённые, детальные, быстрые.
Немного сравнений с теми наушниками, что у меня есть. Практически все они в разы дешевле и относятся к более низкой лиге, но, думаю, сравнение будет все равно полезно.
Dunu DN-2000J. Kaiser не такие светлые, при сохранении разрешения и детализации ВЧ K10U звучат комфортней. Также у 10-к глубже бас и лучше отыгрываются затухания, особенно на НЧ.
Lear BD4.2. У Kaiser бас более скоростной, хотя и не такой телесный, тут прямо передаётся характер использованных излучателей. Средние частоты у Lear немного проще в плане разрешения, но их подача слегка смягчена, что идёт на пользу не сильно качественным трекам.
MEEAudio Pinnacle P1. Интересные наушники, способные по разрешению и микродинамике СЧ побороться с K10U. В остальном же у P1 попроще бас и его меньше. Плюс у P1 больше энергии вкладывается в ВЧ, что придаёт им своеобразный, не похожий ни на что другое звук.
Ambient Acoustics AM10. Десятки Ambient предлагают другую подачу, их основной акцент сделан на НЧ-диапазон, который больше количественно и чуть телесней по презентации. Вместе с тем Кайзеры обходят их на СЧ, предлагая лучшее разрешение. ВЧ у K10U также больше.
Совместимость
Чувствительность этих наушников позволяет им с лёгкостью играть с любым источником. Но это совершенно не значит, что это стоит делать. K10U обладают огромным запасом роста вместе с источником, поэтому более качественные плеера идут им на пользу. Наушники очень хорошо передают характер источника, поэтому для них стоит озаботиться подбором плеера с подходящим звуком. Вот мои субъективные впечатления от того, что у меня было под рукой.
Fiio X7. Объёмный звук с чётким позиционированием источников, чуть высветленные ВЧ и хорошо контролируемый бас. Хороший выбор для классики, джаза, арт-рока.
Luxury&Precision L5Pro. Чуть более тёмный звук с очень приятным и музыкальным басом. СЧ обретают немного интимный оттенок, что идёт на пользу вокалу. Удачный вариант для рока, эмоционального вокала, тяжёлых стилей и камерной музыки. Присутствует шум на грани слышимого.
Cayin N6. Акцент на СЧ, баса немного меньше среднего. Инструменты очень естественны, их характер отлично передаётся. На мой слух, хорошо подходит для живых записей инструменталистов-виртуозов. Также неплохо удаётся разнообразный тяжеляк.
Cayin N5. Упор в подаче делается на разрешение и микродинамику. Связка способна раскрыть неожиданные детали записи, музыкальная подача чем-то напоминает макрофотографию. Связка особенно требовательна к качеству записей. В тишине слышен лёгкий шум, но во время музыки он не мешает.
Aune M2s. Самые напористые НЧ в сочетании со смягчёнными средними частотами. Мне понравилось звучание классического рока и живые записи джаза. Есть лёгкий шум.
Fiio X5-2. На удивление неплохое сочетание, подчёркивающее характер подачи наушников. Развязный и энергичный бас, бодрые СЧ, немного яркие ВЧ. С учётом цены хороший вариант для разного тяжеляка.
iHiFi 800. Звук, уходящий в аналитичность, не слишком хорошо сочетается с этой моделью наушников. Средним частотам не хватает эмоций, поэтому связка подойдёт любителям выслушивать нюансы, не отвлекаясь на привнесенное трактом.
iBasso DX80. Ещё одно сочетание, которому, на мой вкус, не хватает живости. Kaiser пытается вытащить эмоции из отстранённой подачи 80-го, но тут они бессильны. Вариант исключительно для любителей подачи этой модели, хотя, я думаю, тут лучше подошли бы какие-то более нейтральные наушники.
Жанрово наушники универсальны, если вам нравится детальный, но немного акцентированный звук, K10U хорошо сыграют вам практически что угодно. К качеству записи эта модель очень придирчива, по 10-бальной шкале я бы дал им где-то 9 баллов.
По традиции несколько треков-примеров
Solefald — Sagateller. Одни из корифеев жанра умного black-metal далеко ушли от «корней» стиля, погрузившись в пучины авангарда. В их музыке можно найти что угодно, от оркестровых вставок до интересных электронных битов. Но иногда они вспоминают, с чего все начиналось, и обрушивают на слушателя поток сырой протоагрессии. Этот трек может служить отличным примером. Начинаясь с красивого двухголосого пения, сочетающего почти скриминг и чистый вокал, композиция наращивает злобу, скрипки сменяются гитарами, чистый вокал уходит на второй план и молотящие ударные начинают перемалывать слушателя. Конечно, без подготовки воспринимать такую музыку достаточно сложно, но опытные меломаны безусловно оценят сложность и внутреннюю красоту подобного букета. Естественно, наушники от Noble показывают тут себя отлично, им удаются и нежные звуки вступления, и скоростные бласт-биты второй половины.
Нино Катамадзе & Insight — 170 BPM. Даже не знаю, нуждается ли в представления Нино Катамадзе и музыканты из её группы аккомпанемента? Новый альбом Yellow чётко соответствует своему цвету: солнце, тепло, медленная и вдумчивая страсть, вот то, что лучше всего подходит к новому диску. Поскольку очередной раз писать дифирамбы великолепному вокалу Нино было бы весьма скучно и неубедительно, я выбрал в роли примера достаточно необычное для Insight явление — чисто инструментальный трек. Вступление, наполненное быстрыми ударными и перкуссией навевает мысли о лучших работах King Crimson, а необычное развитие темы в середине заставляет вспомнить про Mars Volta. Подобно рубину, оправленному алмазами, этот почти прог-роковый трек, укрытый в центре альбома, подчёркивает и оттеняет всю остальную музыку, более спокойную и интимную. Разумеется, наушники от Noble и тут показывают себя во всей красе.
Берлинский филармонический оркестр и Герберт фон Караян — Равель: Болеро. В погоне за лучшим вариантом этой мелодии я переслушал, наверное, сотни исполнений. Были там как коллективы с мировым именем, так и разные малоизвестные оркестры, о которых без YouTube никто бы и не узнал. Но из всех вариантов больше всего зацепил меня этот, записанный и выпущенный Deutsche Grammophon в 1966 году. В 2011 году эта запись была перевыпущена на диске вместе с такими же великолепными вариантами «Картинок с выставки» Мусоргского и «La Mer» Дебюсси. Именно к Болеро отполированная до совершенства манера Караяна подходит как нельзя кстати. Уверенно нарастающий темп, безукоризненное исполнение — идут на пользу этой композиции. Ну а Kaiser с их объёмной воображаемой сценой и детальными СЧ просто погружают в середину зала, где играет оркестр.
Выводы
Купив Kaiser K10U, вы вполне сможете закончить вечную аудиофильскую гонку и наконец-то начать наслаждаться звуком. Если вы предпочитаете живую музыку с настоящими инструментами или жанры вроде рока и метала, и при этом хотите получить одно из лучших решений, существующих в мире — эти наушники, пожалуй, главный кандидат. Моделей, способных играть с K10U на одном уровне, в мире не так много, а превзойти этот уровень пока не удалось никому.
Обзор наушников Noble Kaiser K10UA — очень дорого, безупречно хорошо
Павел Дмитриев