На каких автомобилях человечеству предстоит ездить завтра и послезавтра? «Автомобиль будущего эффективнее, интеллектуальнее, комфортабельнее и надежнее, чем когда бы то ни было. Он будет передвигаться на электрической тяге, а через несколько лет еще и автономно». Так считает новый глава крупнейшего в Европе автомобилестроительного концерна Volkswagen Маттиас Мюллер (Matthias Müller). На годовой пресс-конференции в Вольфсбурге 28 апреля он провозгласил стратегический разворот: «новым фирменным знаком» компании призван стать электромобиль.
Мировой автопром на пороге нового инновационного рывка
Такой разворот назревал в последние годы: после того, как на фоне нарастающей компьютеризации автомобилей пришло понимание того, что в обозримом будущем реальными конкурентами традиционных автостроителей могут стать такие американские гиганты цифровых технологий, как Google, уже экспериментирующий с самоуправляемыми автомобилями, или Apple, пока пытающийся скрыть свои амбиции в этой области. Подобные компании изначально делают ставку не на двигатели внутреннего сгорания, а на электромоторы.
К тому же быстро укрепляют свои позиции различные новички в отрасли типа американской компании Tesla с ее уже почти культовыми электромобилями или малоизвестные пока за пределами КНР китайские производители, с каждым годом наращивающие объемы продаж — пока на своем родном рынке.
Маттиас Мюллер не сомневается: мировой автопром на пороге нового крупного инновационного рывка и радикальной трансформации.
Электромобили и гибриды марки VW
Нельзя сказать, чтобы возглавляемый им с прошлой осени концерн проспал надвигающиеся перемены. Так, уже сегодня он предлагает под одним только брендом Volkswagen пять электрических моделей: это малышка e-up!, e-Golf и Golf с гибридным мотором, два гибрида Passat — лимузин и универсал.
Одна дочерняя компания, Audi, продает гибрид A3 e-tron, другая, Porsche, вкладывает один миллиард евро в разработку и производство электромобиля класса «люкс» под названием Mission E. Осознав, что одним из мировых лидеров в области электромобильности станет Китай, немецкий концерн еще в 2010 году обнародовал соответствующую стратегию для китайского рынка.
Так что Volkswagen уже двигался в направлении электромобильности. Однако теперь это движение резко ускорилось, а причина тому — «дизельный скандал». Он разразился в сентябре 2015 года после того, как стало известно, что немецкий концерн целенаправленно встраивал в свои модели с дизельными двигателями софт, призванный при проверках занижать данные о концентрации вредных веществ в выхлопных газах.
Маттиас Мюллер объявляет 2016 год «годом перехода»
Этот сознательный обман властей, устанавливающих экологические нормы, и покупателей, неравнодушных к вопросам охраны окружающей среды, вверг Volkswagen в тяжелейший кризис.
Кризис, обернувшийся небывалыми в фирменной истории убытками, привел к радикальной смене руководства концерна и потребовал кардинального пересмотра его бизнес-стратегии. К тому же возникла острая необходимость спасать его «зеленую» репутацию, над которой многие годы старательно работали в штаб-квартире в Вольфсбурге.
Все это и заставило Маттиаса Мюллера объявить 2016 год «годом перехода, в ходе которого мы ускорим преобразования». Глава концерна сообщил на пресс-конференции, что до 2020 года будут разработаны 20 новых моделей электромобилей и гибридов, что начнутся эксперименты с самоуправляемыми автомобилями и будет уделено повышенное внимание цифровым технологиям.
В немецком автопроме начинаются кардинальные сдвиги
С этой целью, в частности, будут открыты три новых научных центра — в Потсдаме под Берлином, в китайской столице Пекине и в калифорнийской Кремниевой долине. Предусмотрено также стратегическое партнерство с одним из американских производителей программного обеспечения и с одним из калифорнийских университетов. Однако «с Apple и Google мы переговоры не ведем», заверил журналистов Маттиас Мюллер.
К тому же он дал понять, что Volkswagen подумывает заняться производством аккумуляторов для электромобилей. По этому поводу концерн ведет активный диалог с Обществом имени Фраунгофера — головным объединением немецких институтов прикладных исследований. Однако речь не идет о выпуске привычных литий-ионных аккумуляторов. Судя по всему, в Вольфсбурге хотят сделать ставку уже на новое поколение батарей для электромобилей, которое еще находится в разработке.
Все это, конечно же, не означает, что группа Volkswagen со всеми входящими в нее брендами, начнет сворачивать выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В обозримом историческом будущем они, естественно, останутся основой бизнеса. Даже дизель, несмотря на его подмоченную репутацию, сохранит свое «большое стратегическое значение», подчеркнул Маттиас Мюллер. Но вектор развития у концерна отныне будет иной.
Как, впрочем, и у баварской компании BMW. Она еще 16 марта провозгласила схожую новую стратегию своего развития под названием Number One Next. Там тоже идет речь о приоритетном внимании к цифровым технологиям, электромобилям и автономному вождению. А если учесть, что 27 апреля правительство Германии обнародовало разработанную вместе с BMW, Daimler и Volkswagen программу субсидирования электромобилей, становится очевидным: в немецкой автомобильной промышленности начинается кардинальный поворот. А, может быть, и новая эра.