Из Библии мы знаем, что Бог, рассердившись на людей за их неподобающее поведение, устроил Всемирный потоп. Только праведник Ной спасся, сумев построить большой корабль. В плавание он взял не только свою семью, но и «каждой твари по паре».
Только одному зверю не нашлось места на громадном ковчеге, поскольку был он так велик, что мог запросто опрокинуть корабль. Бедняга вынужден был плыть за кормой, лишь изредка опираясь рогом о борт ковчега, чтобы отдохнуть.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА
Когда в III веке до нашей эры в Александрии греческие переводчики взялись за священные еврейские книги, упоминание в них дотоле неизвестного животного, именуемого реемом, их обескуражило. Лишь позже зверь был опознан и назван монокеросом, то есть единорогом.
Последующие толмачи, перекладывая Библию на языки своих народов, о лингвистических тонкостях уже не задумывались. В английском варианте появился юникорн, в немецком — ейнхорн, во французском — ликорн, а в русском — единорог.
Каково же было удивление археологов, когда они нашли ассирийские и вавилонские письмена и барельефы, разъяснившие истинную суть древнееврейского реема. Оказалось, реемом называли дикого быка тура, который в те далекие времена обитал в Месопотамии. Так что зверь, породивший легенды о единорогах, сам единорогом, увы, не являлся.
По счастью, единорог известен нам не только из Библии, а то бы пришлось человечеству расстаться с красивой сказкой.
ДИКИЙ ОСЕЛ С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ
В конце IV века до нашей эры древнегреческий историк Ктезиас, отставной лейб-медик персидского царя Артаксеркса II, вернулся на родину. Остаток своих дней он посвятил науке: история Персии в 23 книгах до нас не дошла, но описание Индии частично сохранилось.
Среди множества чудес этой страны Ктезиас упомянул диковинного зверя: «В Индии водятся дикие ослы, ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые. На лбу растет рог в полтора фута длиной. Порошок, соскобленный с этого рога, применяют как лекарство против смертоносных ядов. Основание рога чисто белого цвета, острие его ярко-красное, а средняя часть черная».
Описание подобного животного встречается и позже, у древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего. Очевидно, что в обоих случаях речь идет об индийском носороге. И упоминание Ктезиасом чудодейственных свойств его рога лишь укрепляет эту догадку.
ГРАММ ЗА ГРАММ! ФУНТ ЗА ФУНТ!
Время шло, и представления о таинственном животном менялись, одно оставалось постоянным: уникальные целительные качества рога. В античном Риме из него изготавливали бокалы, окрашенные в три цвета: белый, черный и красный — предполагалось, что пьющий из этой чаши надежно защищен от любой отравы.
В Средние века перед началом королевской трапезы слуга обязан был коснуться всех напитков и кушаний волшебным жезлом, изготовленным из витого рога единорога.
Даже мертвых, если причиной смерти было отравление, уникорн (единорогов рог) мог вернуть к жизни. Стоило лишь соскоблить с него ножом тонкую стружку, настоять на вине и влить зелье в рот покойнику.
Естественно, алчность и дикость нравов делали уникорн предметом едва ли не первой необходимости. Вскоре рог стал цениться на вес золота: грамм за грамм, фунт за фунт!
Во всех врачебных справочниках и аптекарских руководствах по составлению лекарств уникорн в течение веков числился лучшим средством от многих заболеваний. Последний фармацевтический справочник, в котором рог единорога упоминался наравне с другими лекарственными средствами, был отпечатан в 1741 году в Лондоне.
Клиентам предлагали два сорта единорогова рога: высший — «истинный единорогов рог» и низший — «поддельный». И только в конце прошлого века ученые установили, что поставщиками волшебного уникорна были… мамонты.
Более 2000 лет назад жители Поднебесной уже.снаряжали караваны на север Сибири за драгоценными бивнями. В X веке одним из центров мирового значения по вывозу бивней стал Болгар Великий, столица волжских булгар, располагавшаяся неподалеку от теперешней Казани.
ЕДИНОРОГ ЖИВЕТ В МОРЕ?
Однако запасы мнимого рога неумолимо истощались, и торговцам пришлось озаботиться поисками заменителей. Одним из них стал Unicornum falsum — очередной «единорог», павший жертвой многовековой моды. Он не имел никакого отношения к однорогим или двурогим существам, встретить его на земле было бы труднее, чем настоящего единорога: он жил в море.
Заменитель «второсортного» уникорна добывался далеко на Севере, где в полярных морях обитают нарвалы (тогда этих китов считали рыбами). Взрослые особи имеют один лишь зуб, но длинный (до 3 метров) и острый, как рапира.
Его применяли в основном для изготовления всевозможных поделок. Из зуба нарвала делали ларцы, табакерки, рукояти для холодного оружия и даже мебель. В Европе же зуб нарвала попал в лапы недобросовестных фармацевтов.
ВСЕ СЛЫШАЛИ, НО НИКТО НЕ ВИДЕЛ
Но как, однако, полупросвещенная Европа совмещала промышленное потребление уникорна с тем удивительным фактом, что его владельца практически никто не видел? И в самом деле, странная с единорогом произошла история. Постепенно европейцы познакомились со многими удивительными существами дальних стран. В 1220 году впервые их вниманию был представлен жираф. В 1443 году в торжественной церемонии открытия Франкфуртской ярмарки принял участие индийский слон.
Спустя еще 200 лет голландский анатом Тульп исследовал лохматого «лесного человека», пойманного в лесах Анголы. Это был шимпанзе. И хотя круг знаний об окружающем мире расширялся с непостижимой быстротой, среди многочисленных представителей неизвестной доселе фауны сказочного единорога не было.
И в то же время каждый средневековый путешественник, возвращаясь из стран Востока, в своих отчетах обязательно упоминал о встречах с единорогом, иначе его сочли бы мошенником и самозванцем.
Жертвой пагубной традиции пал и венецианский путешественник Марко Поло. «Вы должны знать, — рассказывает он в своих заметках, — что единорог побеждает врага не рогом, а языком и коленями. На конце языка у него длинный и острый, точно стилет, шип. Когда взбешенный единорог бросается на врага, он сбивает его с ног, прижимает к земле коленями и протыкает языком. Ноги у единорога, как у слона, голова — кабанья. Зверь любит валяться в грязи. Это некрасивое животное, и совсем оно не похоже на того единорога, в которого верят в наших странах».
Однако, что бы ни говорили досужие путешественники, вера в благообразие священного животного в христианском мире была неколебима. Именно таким — величественным, подобным прекрасному коню с гордо поднятой головой, увенчанной витым рогом, — проскакал он по многочисленным средневековым гобеленам и прочно обосновался в гербах многих государств.
До сих пор он занимает почетное место на британском гербе, поддерживая щит с геральдическими знаками. В свое время единорог был эмблемой Туркестанского царства и красовался в большом гербе Российской империи…
Впрочем, к тому времени все уже понимали, что не было на свете никакого единорога, были лишь сказки о нем. На том, казалось бы, в этой истории можно было ставить точку. Однако в 1808 году русский ученый-естествоиспытатель Григорий Фишер фон Вальдгейм описал по найденным в Поволжье останкам так называемого "сибирского единорога" (эласмотерия).
Новоявленный единорог рушит все сложившиеся стереотипы об этом животном: вместо грациозной лошади со спирально закрученным рогом во лбу мы имеем скорее огромного шерстистого носорога, достигавшего в длину до пяти метров и весившего более пяти тонн. Рог его достигал длины до двух метров. Рацион этого единорога состоял преимущественно из клубней и луковиц растений.
Этому зверю действительно трудно было бы подыскать место в ковчеге. Однако и на земле ему оказалось тесно: пережив, по мнению некоторых ученых, многих своих родственников, сибирский единорог дождался появления человека и был уничтожен первобытными охотниками. Люди нашли то, что так долго искали, чтобы тут же потерять…
Наталья КУВШИНОВА, журнал "Тайны и Загадки. Ступени", №10 май 2016