Газ в галактиках, как правило, движется на очень быстрых, даже сверхзвуковых скоростях, обеспечивая доказательства того, что межзвездная среда обладает сильной турбулентностью. Более пристальный взгляд на газовые облака в нашем Млечном Пути, также продемонстрировал астрономам, что межзвездная среда является турбулентной.
Турбулентность – основной физический параметр в процессе образования звезд, поскольку он провоцирует коллапс облаков в звезды в результате гравитационного сжатия. Несмотря на свою важность и вездесущность, на данный момент турбулентность плохо изучена. Даже ее происхождение неясно. Некоторые ученые утверждают, что турбулентность появляется в результате самого звездообразования, а в последствии рождаемые звезды и происходящие от них сверхновые словно наездники движутся на порывах ветра, который поднимается в межзвездной среде. Другие астрономы считают, что влияния гравитации достаточно для сверхзвукового движения газа.
Астроном CfA Блейксли Буркхарт и ее коллега рассмотрели теоретическую детализацию физических процессов, участвующих в генерации турбулентности, и сравнили свои выводы с наблюдениями галактик.
Давно замечено, что скорость образования звезд соотносится с разбросом скоростей газа, наблюдаемым в галактике. Эта теория одна из вероятных причинно-следственных связей между звездообразованием и турбулентностью. Гравитационно-управляемая модель турбулентности не имела никаких проблем воспроизведения галактик с очень высокими скоростями, но при этом обладала низким темпом звездообразования. В смоделированной ситуации галактикам просто не хватало газа для образования новых звезд.
Результаты ученых являются весьма двусмысленными, и очень вероятно, что бывают случаи, когда звездообразование и гравитация играют сопоставимым роли. В заключение авторы исследования обсуждают ограничения существующих наблюдательных данных. Они в будущем предпримут меры для уточнения своих выводов, но на данный момент они показали главное: турбулентность имеет более сложное происхождение, чем считалось ранее.