Пилотируемая миссия на Марс давно является горячей космической темой для обсуждения. Большинство бесед на эту тему затрагивают по большей части необходимые технологии, подготовку астронавтов и общую целесообразность миссии. Теперь же, когда за дело принимается частная компания, разговор переходит в правовое поле: как обосновать юридически подобную миссию?
В апреле 2016 года SpaceX объявила о своих планах на миссию на Марс в 2018 году. Хотя астронавты не будут частью этой миссии, задача компании — проверить и продемонстрировать ряд ключевых технологий. Капсула Dragon отправится на Марс и совершит мягкую ретроактивную посадку на поверхность Красной планеты. Саму капсулу доставит в космос другое новейшее технологическое творение SpaceX, ракета Falcon Heavy.
Это захватывающий поворот в освоении космоса; частная космическая компания в сотрудничестве NASA отправляется на Марс при помощи собственных технологий. Но помимо всех технологических трудностей, остаются также трудности сделать это мероприятие законным.
Хотя об этом особо не знают и не говорят, существуют правовые ограничения на запуск вещей в космос. В США на каждый запуск частной компании требуется разрешение от Федерального управления гражданской авиации (FAA). Потому что США подписали Договор по космосу в 1969 году, который устанавливает обязательства и ограничения на деятельность в космосе. FAA обычно дает добро на коммерческие запуски, но в случае с Марсом все может существенно усложниться.
Не так давно прошла встреча на высшем уровне, конференция, посвященная миссиям и исследованиям Марса, которая завершилась 19 мая. На этой конференции Джордж Нильд, помощник администратора по коммерческим космическим перевозкам в FAA рассмотрел вопрос SpaceX. «Этот запуск также будет лицензироваться FAA, — сказал он. — Мы уже работаем со SpaceX над этой миссией. Есть некоторые интересные политические вопросы, имеющие отношение к Договору по космосу».
Договор по космосу был подписан в 1967 году и с тех пор оказывает определенное влияние на освоение и колонизацию космоса. И хотя он предоставляет широкие возможности для государств, которые исследуют космос, как это затронет коммерческую деятельность вроде эксплуатации ресурсов, а также создания поселений на других планетах, не очень понятно.
По мнению Нильда, FAA заинтересована в статье VI договора. Статья VI гласит, что все подписавшие договор «несут международную ответственность за национальную деятельность во внешнем космосе, включая Луну и другие небесные объекты, вне зависимости от того, осуществляется ли такая деятельность правительственными агентствами или неправительственными юридическими лицами». Статья VI также гласит, что «деятельность неправительственных лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные объекты, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора».
Из этого становится ясно, что само правительство США будет нести ответственность за миссию SpaceX на Марс. Очевидно, такого рода договорное обязательство имеет важное значение. Пока коммерческих организацией, исследующих космос, не так много, но с каждым годом это будет меняться. Также можно предположить, что центр коммерческого освоения космоса и использования ресурсов будет в США, поэтому то, как сейчас США поступят со своими обязательствами, будет иметь важное значение и в будущем.
Сам договор в основном сосредоточен на предотвращении военной деятельности в космосе. Он запрещает такие вещи, как оружие массового уничтожения в космосе, а также испытание оружия или военные базы на Луне и других небесных объектах. Договор также предусматривает, что Луна и другие планеты не могут быть принадлежать какой-либо нации, и что эти и другие органы «являются общим наследием человечества». Полезно знать.
В целом легко понять, почему договор имеет важное значение. Космос не может стать свободным для всех, как Земля в прошлом. Должны быть некие рамки. «Правительство должно осуществлять надзор за этой неправительственной деятельностью», полагает Нильд.
Есть еще один аспект во всем этом. Правительства регулярно подписывают договоры, а затем пытаются выяснить, как их обойти, надеясь, что их соперники не сделают то же самое. Это подлый тактический бизнес, поскольку правительства не могут грубо игнорировать договоры, иначе другие сопредседатели, подписавшие договор, могут вовсе отказаться от выполнения соглашений. Например, в прошлом году Конгрессом был подписан закон, разрешающий компаниям разрабатывать астероиды. Этот закон может быть истолкован как нарушение Договора.
Правительства могут заявить, например, что их деятельность имеет научный характер, а не военный. Геополитическое влияние во многом зависит от проецирования силы. Если одна нация сможет проецировать силу в космос, хотя и утверждает, что занимается научной деятельностью, а не военной, она получит преимущество над своими соперниками. Страны также пытаются переломить правила договора, чтобы удовлетворить собственные интересы и помешать другим странам сделать то же самое. Достаточно взглянуть на историю.
Мы пока не вышли в космос окончательно. Пока ни одна страна не имела возможности нарушить договор, хотя закон о горнодобывающей промышленности в космосе, принятый Конгрессом США, приблизил страну к этому.
Миссия SpaceX на Марс имеет крайне важное значение с точки зрения того, как будет испытываться и соблюдаться Договор о космосе. Все больше и больше стран, а также частные компании становятся космическими. Законность проведения все более сложных миссий в космосе, а также итогового присутствия людей на Луне и Марсе, как правило, упускается из виду научным космическим сообществом.
Ведь мы в первую очередь заинтересованы в технологических достижениях, а также в расширении границ человеческого познания. Возможно, пришло время обратить внимание на юридическую сторону вещей.
Марс, 2018 год: SpaceX обратилась за помощью к юристам
Илья Хель