Известный дизайнер Адриан Бортотто работает в сфере дизайна более 10 лет в разных модных домах. Например, Lacostе. Сегодня он продолжает свою карьеру в Dior. Адриан приехал в Украину, чтобы поделиться опытом работы с топовыми домами моды, а также дал практические советы украинским коллегам.
— Вам удалось увидеть Киев. Какое у вас впечатление от украинской моды?
— Я посетил исторические места в столице Украины, увидел, как отдыхают у вас люди и в какой одежде ходят. Могу сказать, что у украинцев хороший вкус. Однако ваша fashion индустрия меня сильно не впечатлила. Здесь не хватает творческого подхода. Поэтому я приехал по приглашению New Fashion Zone Education помочь украинским коллегам стать более успешными и известными. Ведь у них есть огромный творческий потенциал. Кроме того, мне всегда интересно посмотреть на моду в разных странах и вдохновиться новыми идеями.
-Поделитесь своим опытом: как построить успешный бренд?
— Начните с построения стратегии. Вы должны знать своего клиента, идентифицировать его. Предложите конкурентоспособную цену, поймите, каковы ваши рынки сбыта. Будьте гибкими, трансформируйтесь. Например, сегодня любой дизайнер может использовать социальные сети и продавать свою продукцию по всему миру. Кстати, у нас 60% покупателей в возрасте 15-35 лет используют интернет-каналы для покупок.
Не забывайте о видео-маркетинге: яркие вирусные видеоролики могут принести славу даже самой маленькому бренду. И в Украине уже есть удачные примеры.
Также важно использовать правильные личности для продвижения вашего бренда. Так делают известные бренды, и это работает хорошо.
Другой пример: на прошлой Олимпиаде французские спортсмены выступали в униформе от Lacoste. Это был очень хороший пример концепции ambambasador, успешно используемой компанией.
— Кого вы бы назвали амбассадорами женской моды?
— Это Милла Йовович, Шарлиз Терон, Моника Белуччи, Шерон Стоун, Ева Грин, Дженнифер Лоуренс и другие. Вы спросите, что общего между ними? Это не мои девушки (смеется – от авт.). Все эти гламурные актрисы снимались в разных фильмах. Они олицетворяют стиль и люкс. Кроме того, богаты, успешны и многие люди хотят быть похожими на них.
-Как построить коммуникационный дизайнер в отделе продаж? Первые хотят сделать это ярко, а вторые получают хорошие продажи.
— Если между дизайнером и продажником есть дискуссия – это хорошо. Значит, в компании развиты разные компетенции. Нужно находить психологический подход, тактичные правильные слова для дизайнера, если он совершил ошибку. Построение баланса в команде занимает 50% времени хорошего руководителя. Например, когда я работал над спортивной коллекцией, стилист предложил мужскую куртку с хрупкими деталями. В процессе носки или занятий спортом, они бы сломались. Я похвалил куртку, но предложил заменить неудачные моменты.
Некоторые арт-директоры зарабатывают как звезды кино и футболисты
— Могут ли украинские дизайнеры успешно экспортировать свои коллекции за границу?
— Во Франции 80% моды идет на экспорт. В результате в 2018 году наш товарооборот по фешену составил 154 миллиарда евро, было создано 600 тысяч новых рабочих мест. Более того, с 2017 по 2018 год товарооборот вырос на 3 миллиарда евро и 34000 новых рабочих мест. Как видно из цифр, мода – серьезная индустрия. И я считаю, что у Украины большой потенциал. Вы должны экспортировать.
Кстати, во Франции и Западной Европе многие хотят стать дизайнером. Это работа мечты. Однако это не так просто. Главное помнить, где бы вы ни были важно насколько вы терпеливы и мотивированны. Успех с экономической точки зрения будет вашим награждением. Это может произойти и через 2 года, и через 6 лет.
Я знаю хороших дизайнеров украинского происхождения, например Литковскую и Бевзу. Они показывают молодым дизайнерам, как делать успешные бренды.
— И сколько же получают известные дизайнеры?
— Я думаю, что их зарплаты очень разные. Младший дизайнер французского модного бизнеса может начинать с 1500 евро в месяц и расти дальше. Зарплата обычно не публичный разговор во Франции. С другой стороны, нет никаких ограничений на заработную плату для известного дизайнера или арт — директора бренда.
— Иногда при слове «Украина» европейские модные бренды отказываются работать с нашими украинскими дизайнерами, несмотря на то, что их работа на высоком уровне. Почему?
— На мой взгляд, скорее всего, здесь имеет значение политическая и экономическая ситуация в вашей стране. Речь идет о макроэкономической ситуации. Компании боятся не получать поставки вовремя, они могут потерять деньги, инвестируя в вас и т. д.
— Предположим, украинский дизайнер хочет предложить свою коллекцию иностранному бренду. Как это сделать правильно?
— Прежде всего, он должен понять ДНК компании, ее философию и то, кто ее клиент. Вы должны помнить, что вы даете больше, чем одежду. Это дизайн, модные тенденции, эмоции. Когда вы хорошо понимаете своего будущего партнера, вы найдете способ построить прочное партнерство.
«Концепция роскоши убила оригинальную традицию»
— Как продаются люксовые бренды?
— После Второй мировой войны для покупателей функционировали закрытые магазины, в которых использовались дорогие ткани и индивидуальный пошив. Сегодня из частного салона мы перешли в фирменные магазины класса люкс. Здесь все важно: освещение, музыка, даже выбор стульев играет особую роль и будет связан с историей дома. Теперь клиенты выходят в интернет из такого магазина. Так выглядит эволюция моды. И теперь некоторые люди говорят, что сегодня концепция индустриальной роскоши убила оригинальную традицию роскоши в Европе.
В целом, на рынке дорогих брендов старшее поколение ценит безупречное качество пошива, а новые молодые клиенты больше внимания уделяют известным послам моды, имиджу и узнаваемости бренда.
— Правда ли, что элитные дома больше зарабатывают на аксессуарах?
— «Раньше так и было». Бренды зарабатывали на очках и сумках больше, чем на коллекциях. Для некоторых брендов показ мод и коллекции являются маркетинговыми инвестициями для продажи огромного ассортимента аксессуаров.
— Многие говорят, что качество люкса значительно ухудшилось. Это так?
— Я как-то шутил с коллегой: может, мы сделаем зеленую коллекцию, и она после стирки растворится в воде? А если серьезно, то сегодня уровень одежды диктует запланированное устаревание. Экономическая система строится на покупке, поэтому не выгодно делать вечные вещи. В 2000 годах мы начали замечать ухудшения качества производимых вещей. В тоже время существует и другая концепция бизнеса – некоторые производители дают пожизненную гарантию на свои ботинки. Считаю, что потребляя меньше, мы сохраняем природу. Ведь фешн — одна из самых загрязняющих окружающую среду индустрий.
— Вы не думали об открытии собственного бренда?
— Это довольно сложно. У нас дорогое производство, высокие налоги и т. д. Кроме того, во Франции из-за присутствия крупных брендов новичкам очень сложно выходить на рынок. Поэтому я предпочитаю работать в ведущих компаниях, а не конкурировать с ними.
Досье Адриана Бортотто
https://www.linkedin.com/in/adrien-bortotto-8a88382a
Наталья Толуб