Соединенные Штаты ужесточили свой тон в отношении России, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов, вовлеченных в конфликт в Ливии, через неделю после вступления в должность Джо Байдена, сообщает kratko-news.com.
На заседании Совета Безопасности ООН исполняющий обязанности посла США в всемирной организации Ричард Миллс заявил, что это должно произойти «немедленно».
«Все внешние силы, включая Россию, Турцию и ОАЭ, (призваны) уважать суверенитет Ливии» и соблюдать соглашение о прекращении огня, достигнутое в октябре», — цитирует его слова Associated Press.
Ливия была охвачена войной в течение десяти лет после свержения Муаммара Каддафи, и за последние два года роль внешних игроков возросла — Турция поддерживает признанное ООН Правительство национального согласия (PNC) в Триполи, Россия, Египет и ОАЭ — Ливийская национальная армия (ЛНА) Халифы Хафтара при поддержке ливийского парламента в Тобруке. Около 20 000 наемников сражаются с обеих сторон.
Время вышло
Фактически, эти три страны не едины в своей поддержке Хафтара, и в последние недели Египет стремился к диалогу с PNC, чтобы нейтрализовать влияние Турции, которая изменила ход войны после активизации военного сотрудничества с Триполи. Кроме того, эксперты разделились во мнениях о важности личности Хафтара для России и Египта и о том, насколько Москва желает успеха ЛНА, а скорее рассматривает ее как инструмент «сдерживания» в Ливии.
С лета конфликт замедлился, и иностранные силы из враждующих кварталов недалеко от города Сирт и других мест продолжались в течение нескольких месяцев. Теперь по соглашению с ООН в прошлом году они должны уехать.
Проблема для ООН и для Соединенных Штатов заключается в том, что через 90 дней после октябрьского соглашения не происходит вывода иностранных войск и наемников: формальный срок истек 23 января. Более того, Турция продлила свою миссию в Ливии, которая началась с официального развертывания там войск в конце 2019 — начале 2020 года, еще на год.
Изменение
Новым является то, что Вашингтон был известен во времена президента Дональда Трампа своим фактическим воздержанием от твердых позиций, направленных на прекращение эскалации, вызванной извне; Резкие атаки, как правило, были направлены против России и отправленных ею наемников из известной частной военной компании Wagner (подтверждено в отчете ООН) и других. В то же время его администрация поддерживала связи с Хафтаром, а с другой стороны, ее часто критиковали за то, что она закрывала глаза на развертывание турецкой интервенции в Ливии с использованием техники и наемников.
Новый тон Вашингтона вызывает вопросы как об Анкаре, так и о ее региональном противнике, Абу-Даби, о том, чего им ожидать от новой администрации Байдена.
Признаком нового подхода на Ближнем Востоке также стало приостановление сделок по поставкам оружия, согласованное администрацией Трампа с Саудовской Аравией и ОАЭ. Эта мера описывается как обычная, но в ОАЭ к ней будут относиться с беспокойством — Соединенные Штаты заключили спорную сделку по продаже 50 истребителей F-35 ОАЭ, и они были неофициально приняты как часть «цены» на исторические нормализация отношений между Израилем и Эмиратами. Израиль, где они настаивают на соблюдении принципа «качественного военного превосходства» на Ближнем Востоке, обеспечиваемого сотрудничеством с США, власти дали понять, что не будут возражать против сделки).