Китай строит второе ракетное поле в своих западных пустынях, согласно новому исследованию, в котором исследователи сигнализируют о потенциальном расширении ядерного арсенала страны и ставят под сомнение приверженность Пекина стратегии «минимального сдерживания», сообщает kratko-news.com.
Согласно отчету, опубликованному в понедельник Федерацией американских ученых (FAS), новая ракетная база в китайском районе Синьцзян была идентифицирована по спутниковым снимкам и, вероятно, включает 110 шахт. Это второе ракетное поле, обнаруженное в этом месяце исследователями, добавив его к 120 шахтам, которые, похоже, строятся в соседней провинции Ганьсу.
Вместе эти два объекта представляют собой «самое значительное расширение ядерного арсенала Китая за всю историю», говорится в сообщении ФАС.
Ранее китайские СМИ отклонили сообщения о ракетном шахтном поле в Ганьсу, предположив, что это была ветряная электростанция, но это утверждение не было подтверждено Пекином.
Адам Ни, директор Китайского политического центра в Канберре, сказал, что открытие очевидных шахт было «довольно убедительным доказательством намерения Китая значительно расширить свой ядерный арсенал быстрее, чем предсказывали многие аналитики».
«В течение десятилетий Китай эксплуатировал около 20 шахт для своих межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе (МБР), получивших название DF-5; Сейчас он строит в 10 раз больше, возможно, для размещения своей последней межконтинентальной баллистической ракеты DF-41», — говорится в сообщении ФАС.
«Китайская ракетная шахтная программа является самым масштабным сооружением со времен строительства американских и советских месторождений во время холодной войны», — говорится в сообщении.
На первый взгляд, быстрое наращивание вооружений вызвало вопросы о том, привержен ли Китай сохранению своего ядерного арсенала до минимума, необходимого для сдерживания врага от нападения, — политику, которую Пекин принял после того, как его первая атомная бомба была взорвана в 1960-х годах.
Позиция «минимального сдерживания» исторически удерживала ядерное оружие Китая на относительно низком уровне.
По оценкам Международного института исследования проблем мира в Стокгольме, у Китая есть около 350 ядерных боеголовок, небольшая часть из 5,550, принадлежащих Соединенным Штатам, и 6,255, принадлежащих России. Но количество боеголовок в Китае увеличилось в последние годы со 145 боеголовок в 2006 году, говорится в сообщении института.
Пентагон прогнозирует, что запасы Китая увеличатся как минимум вдвое в течение следующего десятилетия.
«Позиция Китая в области ядерной державы неуклонно росла за последние 10 лет, к пусковым установкам недавно присоединились ядерный бомбардировщик H-6N, новая подводная лодка с баллистическими ракетами и растущее количество статических шахтных шахт, что дает Китаю все большую ядерную мощь», — сказал Дрю Томпсон, бывший Сотрудник Министерства обороны США.
В своем заявлении представитель Госдепартамента США назвал очевидное накопление «серьезной проблемой», отметив, что это вызывает вопросы об истинных намерениях Китая.
«Это быстрое накопление стало труднее скрыть и подчеркивает, как Китай отклоняется от десятилетий ядерной стратегии, основанной на минимальном сдерживании», — сказал представитель.
«Эти достижения подчеркивают, почему в интересах всех ядерных держав напрямую говорить друг с другом об уменьшении ядерной опасности», — добавил представитель.
В отчете ФАС говорится, что создание 250 новых шахт выведет Китай из категории «минимального сдерживания».
«Накопление далеко не «минимальное» и, похоже, является частью гонки за больше ядерного оружия, чтобы лучше конкурировать с противниками Китая», — писали авторы Мэтт Корда и Ханс Кристенсен.
«Строительство шахты, вероятно, еще больше усугубит военную напряженность, подпитывает опасения относительно намерений Китая, поощряет аргументы в пользу того, что контроль над вооружениями и ограничения наивны и что ядерные арсеналы США и России не могут быть далее сокращены, но вместо этого они должны быть скорректированы, чтобы с учетом ядерной мощи Китая», — добавили они.
Китайские власти неоднократно заявляли, что Пекин не будет использовать ядерное оружие, если он не подвергнется нападению, и что его ядерные силы поддерживаются на «минимальном уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности».
«Это последовательная основная политика китайского правительства», — заявил в январе официальный представитель министерства иностранных дел Китая Хуа Чунин.
В соответствии с этой политикой ядерные силы Китая нуждаются в надежном потенциале для нанесения второго удара в качестве минимального средства сдерживания.