В это трудно поверить, но было время, когда богатые и влиятельные тратили небольшие состояния на обогащенную радием дистиллированную воду, которую рекламировали как лекарство от множества болезней, сообщает kratko-news.com.
Зная то, что мы знаем сейчас о радиоактивных элементах и их влиянии на человеческий организм, большинство из нас не осмелились бы прикоснуться к бутылке с радийсодержащей водой, не говоря уже о том, чтобы выпить ее, но в начале двадцатого века так называемое «Лекарство» было в моде среди богатых светских людей.
Радитор и другие радиоактивные эликсиры продавались как безвредные лекарства, которые могли бороться с усталостью и лечить все виды заболеваний, от рака до импотенции. К сожалению, на самом деле они медленно убивали тех самых людей, которых должны были исцелить.
Радитор, представлявший собой дистиллированную воду, содержащую два радиоактивных вещества, радий и мезоторий, вероятно, является самым известным примером радиоактивного шарлатанства, скорее всего, потому что он также единственный, который может быть однозначно связан с чьей-либо смертью. Он продавался в небольших флаконах по 2 унции и гарантированно содержал не менее 1 микрокюри Ra-226 и Ra-228.
Производитель Radithor, Bailey Radium Laboratories из Ист-Орандж, штат Нью-Джерси, утверждал, что дорогой тоник дает пользователям заряд энергии и излечивает десятки болезней, включая анорексию, истерию и бессонницу. Это оказалось совершенно ложным, как ясно показывает ужасная судьба самого преданного потребителя Radithor.
Эбен Байерс, богатый американский светский человек и промышленник, начал принимать Радитор по совету своего врача. Он повредил руку в поездке для вечеринок после футбольного матча Гарвард-Йель, и ему прописали Radithor, чтобы помочь в процессе заживления. В декабре 1927 года он начал пить ежедневно около трех бутылок дистиллированной воды, насыщенной радием, и продолжал пить в течение следующих двух лет.
Убежденный, что Радитор заслуживает похвалы за его энергию и общее самочувствие, Эбен Байерс не мог достаточно похвалить тоник. Он отправлял ящики с ним друзьям и деловым партнерам, следил за тем, чтобы его подруги всегда держали его под рукой, и даже скармливал его своим скаковым лошадям. Считается, что он выпил 1400 бутылок Radithor до 1930 года, когда у него начали выпадать зубы.
Эбену Байерсу было за 50, когда радиоактивный «энергетический напиток» начал сказываться на его теле. Все началось с его зубов, но это было только начало конца. В 1931 году, когда Роберт Хайнер Винн, поверенный Федеральной торговой комиссии, был отправлен на собеседование с Байерсом в рамках возбуждения дела против производителя Radithor, он был потрясен состоянием бизнесмена.
Согласно отчету Винна, когда Эбен Байерс открыл дверь своего особняка, чтобы поприветствовать его внутри, вся его нижняя челюсть и подбородок исчезли, сгнив от отравления радием. У 51-летнего мужчины было только два зуба, торчащих из фрагмента кости ниже носа, а в черепе даже были дыры, обнажающие мозг.
«Трудно представить себе более ужасный опыт в более великолепной обстановке», — написал Уинн в журнале Time Magazine за 1932 год.
«Молодой по годам и умственно бдительный, он едва мог говорить. Его голова была забинтована. Он перенес две последовательные операции, в ходе которых ему удалили всю верхнюю челюсть, за исключением двух передних зубов, и большую часть нижней челюсти. Вся оставшаяся костная ткань его тела медленно распадалась, и в его черепе фактически образовывались дыры».
Эбен Байерс умер в 1932 году, и именно его смерть знаменовала начало конца для Radithor. Собственная версия промышленника о тонике сильно повлияла на Bailey Radium Laboratories, и последующий иск Федеральной торговой комиссии стал последним гвоздем в гроб. Несмотря на неудачи, Radithor по-прежнему имел свою долю сторонников, даже среди медицинских работников, но приказ властей «прекратить и воздерживаться», к счастью, положил конец его производству в качестве «здорового» тонизирующего средства.
Radithor производился с 1918 по 1928 год, и, не считая смерти Эбена Байерса, степень ущерба, нанесенного потребителям, в значительной степени неизвестна. Эксперты считают, что тот факт, что это было дорогостоящее лекарство от всех болезней, ограничил ущерб, который он мог нанести, поскольку только богатые могли позволить себе потреблять его в больших количествах.
Когда Эбен Байерс умер, его положили в обшитый свинцом гроб, чтобы заблокировать выход радиации из его костей, а в 1965 году, когда ученый из Массачусетского технологического института эксгумировал его останки, чтобы измерить их радиоактивность, он был удивлен уровнем радиации.
Робли Эванс, эксперт по измерению и математическому моделированию радиоактивности в человеческом теле, подсчитал, что кости Байерса имели радиоактивность около 100000 беккерелей, когда он был похоронен, а поскольку период полураспада радия составляет 1600 лет, ученый подсчитал, что эксгумированная останки будут иметь тот же уровень радиоактивности, что и раньше. Только в останках скелетов на самом деле было 225 000 беккерелей …
Причина огромной ошибки Эвана в оценке радиоактивности имеет два правдоподобных объяснения: сродство радия к кости было сильно занижено, или Байерс потребил гораздо больше радитора, чем считалось ранее. Останки бизнесмена были запечатаны в облицованном свинцом гробу, где они остаются по сей день, как никогда радиоактивные.
Так что да, если вы думали, что современные энергетические напитки вредны, просто вспомните, что однажды люди пили дистиллированную воду с добавлением радия для повышения энергии.