«Доступ к воде, не является правом человека…
Нестле: нам нет дела до ваших проблем»
На прошедшей неделе в новостных лентах периодически начали проскакивать заголовки вроде «Nestle хочет приватизировать мировые запасы воды», вызывавшие местами бурления в блогосфере и почти постоянно – недоумение.
Между тем сам источник скандального заявления, председатель Совета директоров Nestle Питер Брабек-Летмат периодически озвучивает эту идею с 2005 года. Он называет воду не иначе как «новое золото», рассуждает о том, что «эпоха воды по бросовым ценам подходит к концу» и призывает к установлению «адекватной» (читай – «не бросовой») цены на неё.
Впрочем, подобный уровень откровенности он позволяет себе в деловых журналах вроде Foreign Policy, Guardian или Wall Street Journal. Для более же широкой публики, подверженной влиянию «безответственных» (по мнению господина Брабека) экологов, припасены более надёжные рассуждения, в которых всё то же самое объясняется не с позиций личной выгоды, а состоянием экологии, «сохранением ресурсов», заботой «ответственного бизнеса» о бедноте, которая не получает воду из-за нерационального управления водными ресурсами, и прочими подобными благими намерениями
.
Дьявол, впрочем, как обычно, в деталях (1): в 2010 году все тот же господин Брабек объяснил свое особое внимание к воде… заботой об акционерах. Мол, акционеры должны быть уверены в устойчивости компании, а устойчивость компании Нестле, по мнению господина Брабека, базируется во многом на воде. И общественная собственность на воду этой устойчивости, конечно же, сильно мешает. Такая вот простая арифметика.
Смущает другое: почему именно сейчас вдруг так шумно «сыграло» вполне ожидаемое заявление руководства Nestle – при том, что на ничем в принципе не отличающиеся высказывания ранее реагировали в основном только «безответственные» экологи? Поневоле закрадывается мысль, что на этот раз были задействованы медиаресурсы, «дружественные» Nestle, и поднятый шум понадобился именно господину Брабеку и Со. С чего бы вдруг?
бренды, имеющие отношение к Нестле (нажмите на картинку, чтобы рассмотреть)
Конечно, Nestle не впервой оказываться в скандальных ситуациях – и то затухающий, то разгорающийся «бойкот Нестле» (2), объявленный Инициативной группой против распространения смесей для детского питания еще в 1977 году, тому подтверждение. Но с ратующими за грудное вскармливание все понятно – не будет тут перемирия – хуже, что то в Гонконге в большой партии товара меламин (3) найдут, то в Кот-д’Ивуар обнаружится детский труд на заготовке какао, то в Пакистане завод Nestle «случайно» опустит водный горизонт так, что колодцы в ближайшей деревне высохнут – и «социально ответственная компания» бросится на выручку, в одной руке сжимая пятилитровый баллон с «новым золотом» – для взрослых, а в другой горсть пластмассовых Бэтменов – для детишек (4). Но такова уж величина компании, что всегда можно оправдаться невозможностью проследить, кто там в Африке какао собирает, да что там с глубиной водоносного слоя в Пакистане…
Но зачем лезть на рожон с такими скандальными заявлениями?
Оказывается, всё вполне логично. Видимо, в руководстве Nestle пришли к выводу, что пришла пора форсировать события. Поэтому был извлечен на свет пример Чили, где приватизация водных ресурсов была проведена еще при Пиночете (5). Ничтоже сумняшеся, медиаресурсы сообщают, что де водопроводные сети в Чили теперь никак не мешают государству, которое может направить свои силы и средства на более важные задачи. И тут же, по соседству, рассказывается со слезами умиления, что беднякам, лишённым возможности купить воду в достаточных количествах, государство платит субсидию на эту досадную необходимость. Причём одновременно рассказывается, что программа Solidario, по которой властями оплачивается от 25 % до 75 % расхода воды на семью (из расчета 20 кубометров воды в месяц), действует с 2012 года. Тем не менее каким-то непостижимым образом ей еще в 2010 году воспользовались 702 тысячи семей (при общем населении страны около 16 млн. цифра впечатляет).
И ведь чилийская тема неспроста возникает. Судя по данным в англоязычной wiki восхождение господина Брабека по иерархической лесенке Nestle произошло благодаря тому, что он оказался в нужном месте в нужное время. В биографических справках о нём отмечено, что с 1970 года и почти до середины 1980-ых он работал представителем компании в Чили. Для особо сострадательных пускается слеза про «тяжёлые для бизнеса времена Альенде» – и скромно умалчивается про времена Пиночета, когда из 15 тысяч приватизированных предприятий по крайней мере 11 тысяч были приватизированы незаконно. Можно предположить, что Nestle не осталась в стороне от пиночетовского «передела собственности», и именно по итогам этой деятельности «молодой специалист» Брабек в 1987 году стал вице-президентом компании.
Кстати, компания Nestle неоднократно заявляла о стратегической важности для себя этой вроде бы с небольшим населением южноамериканской страны. Поскольку Чили обладает невеликим собственным рынком сбыта, эту страну очень удобно использовать как плацдарм для товарной экспансии в соседние государства.
На этом, однако, чилийская тема отнюдь не исчерпывается. Судя по всему, истоки нынешнего демарша следует искать там же – в Чили. Дело в том, что не все чилийцы настолько сознательны, что считают спокойствие акционеров Nestle смыслом своей жизни. Во время прошлогодней аномальной (и третьей подряд) засухи сенатор от Демократической партии (впрочем, он также называется и спикером Парламента, и председателем Сената) Гвидо Жирарди озвучил почти ту же идею, что и господин Брабек: «С ростом мирового населения уменьшение запасов воды уже не остановить; вода становится наиболее востребованным и драгоценным ресурсом, что должно привести к проблемам в будущем».
«Вода — для людей, а не для наживы»
Выводы, однако, у Жирарди прямо противоположные Брабековским: по его мнению, воду необходимо срочно сделать национальным достоянием общего пользования и одним из неотъемлемых прав человека, а использованию её как товара необходимо положить конец. Поданный им законопроект о национализации необходимых ресурсов, включающий в себя и срочные поправки в Водный кодекс, закрепляет за государством право и обязанность устанавливать те регионы страны, в которых не может быть частной собственности на воду.
Так что, судя по всему, последний демарш главы Nestle – всего лишь отголоски нешуточной экономической битвы, разворачивающейся сейчас в Южной Америке, но касающейся всего мира.
P.S. Но как-то глупо призывать присоединяться к бойкоту продукции Nestle – сдается, что здравомыслящие люди и так не склонны излишне доверять подобным брендам. Куда веселей и действенней мог бы оказаться клич «Накорми голодное Nestle!», сопровождаемый отправлениями на адрес Nestle их собственной продукции «для прокорма». Впрочем, это уже совсем другая тема…
Для серьезного погружения в тему можно посмотреть два документальных фильма: Flow и Blue gold: world water wars (англ.)
Примечания:
1. «Дьявол скрывается в деталях» — французская поговорка, смысл которой заключается в том, что исход какого-либо дела во многом зависит от конкретных деталей.
2. Положения осознанной маркетинговой стратегии компании Nestle впервые были опубликованы в журнале New Internationalist (Современный Интернационалист) в 1973 году и в брошюре под названием Baby Killer («Убийца детей»), опубликованной британской неправительственной организацией «Война против нужды» в 1974 году. Nestle пыталась подать в суд на издателя перевода на немецкий язык (Инициативная группа развивающихся стран) за клевету. После двух лет судебного разбирательства, суд вынес решение в пользу Nestle, потому что «с точки зрения уголовного права» корпорация не может нести ответственность за смерти детей. Однако, поскольку на обвиняемых был наложен только штраф в размере 300 швейцарских франков, судья Юрг Соллбергер отметил, что Nestle «должна принципиально изменить свои методы рекламы», журнал Time объявил это «моральной победой» ответчиков.
Подробнее:
Sethi, S. Prakash (1994). Multinational Corporations and the Impact of Public Advocacy on Corporate Strategy: Nestle and the Infant Formula Controversy. Journal of International Business Studies
«Молочные смеси попали в «замес»» Time Magazine, 12 июля 1976
3. Меламин – химическое вещество, широко использующееся в непищевой промышленности, например, в производстве красителей или гербицидов. Свойство этого химического вещества искусственно повышать концентрацию белка, содержащегося в продукте, спровоцировало его применение в производстве пищевой продукции. Исходя из данных материалов РИА-новости, впервые было выявлено применение меламина в пищевых продуктах в Китае – в 2008 году. Поводом к обнаружению опасного химического вещества послужили массовые отравления (иногда с летальным исходом) детей. В последствии, когда был проведен ряд проверок на наличие меланина в сухих молочных смесях в США, было выявлено, что меланин применяется у основных производителей молочных смесей страны.
Подробнее: 90 Percent of U.S. Infant Formula May Be Contaminated with Melamine; FDA Abruptly Declares Chemical Safe for babies
4. Инцидент с исчезновением общедоступной воды в деревне Бхати-Дилван привёл к тому, что её жители теперь вынуждены покупать воду, со стороны же компании Nestle была предпринята лишь акция помощи в виде игрушек для детей.
5. Аугусто Пиночет – военный и государственный деятель, занимавший пост президента и главнокомандующего вооружёнными силами Чили с 1974 по 1990 годы и установивший на этот период диктатуру в стране.
6. Сальвадор Альенде – президент Чили с 1970 по 1973 годы, погибший во время военного переворота, после которого страну возглавил Пиночет.
Александр Сорока
По материалам : Источник