С 1 марта российская система взимания платежей с большегрузного транспорта продолжит работать по льготному тарифу, а именно 1,53 рубля за километр. Такое решение в конце февраля было озвучено вице-премьером правительства России Аркадием Дворковичем. Этот тариф, по его словам, сохранится как минимум до октября. Между тем производители товаров даже при таком тарифе отмечают резкий рост транспортных издержек. По мнению экспертов, этот факт неизбежно отразится на конечных ценах в магазинах. Что будет дорожать в первую очередь, выясняла DW.
Транспортные издержки растут
Система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн, получившая название «Платон» (плата за тонны) была введена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года. Первоначально установленный тариф составлял 3,5 рубля за километр, однако под влиянием массовых протестов дальнобойщиков он был снижен до 1,53 рубля на тестовый период — до 1 марта 2016 года. В этом году протесты возобновились, и правительство приняло решение сохранить льготный тариф до 1 октября.
Тем не менее автоперевозчики продолжают высказывать свое недовольство. По их словам, дело не только в размере оплаты, сколько в неудобстве самой системы «Платон», штрафах и сбоях программного обеспечения. Транспортные издержки производителей резко выросли.
Так, например, в конце февраля в интервью сетевому изданию «Газета.Ру» глава российского представительства Danone Бернар Дюкро сообщил о том, что стоимость перевозок для компании по ряду направлений выросла на 80-100 процентов. По его словам, это неминуемо отразится и на стоимости продукции на полках в магазинах.
Фрукты и овощи продолжат дорожать
С тем, что рост транспортных издержек будет частично переложен на ритейлера, а впоследствии — на конечного покупателя, согласен ведущий научный сотрудник лаборатории аграрной политики Института экономической политики имени Гайдара Василий Узун: «Повышение транспортных издержек всегда ведет к удорожанию продукции». В первую очередь это коснется объемных и тяжелых продуктов — фруктов и овощей, заявил Узун в интервью DW.
Подорожание в этом сегменте уже идет, причем, по статистике Росстата, за ноябрь, декабрь и январь, когда «Платон» уже действовал, именно овощи и фрукты росли в цене опережающими темпами. Так, если продовольственная инфляция в каждом из этих месяцев составила 1,3 процента, то плодоовощная продукция в ноябре 2015 года подорожала на 5,6 процента, в декабре — на 6,6 процента, в январе 2016 года — на 6,2 процента.
При этом, как отмечают в Росстате, некоторые овощи и фрукты подорожали особенно значительно: «Огурцы свежие стали дороже на 15,2 процента, груши, виноград, бананы — на 9,4-14,2 процента, капуста свежая белокочанная, помидоры и морковь — на 6,7-8,9 процента».
Виртуальные накрутки и ненатуральные добавки
Что касается молочных товаров, к которым относится и продукция забившего тревогу Danone, то они пока дорожают в пределах инфляции — примерно на 1 процент. Далее ситуация может кардинально измениться, причем не только в плане цены, считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. По его словам, вызвавший широкую критику «Платон» может стать неплохим поводом для создания так называемой виртуальной накрутки со стороны поставщика. «Ведь проверить, насколько в действительности выросли транспортные издержки, непросто», — говорит Смирнов.
Если это произойдет, возможно не только подорожание продуктов, но и качественное изменение их ассортимента. К примеру, не исключено, что ритейлеры попытаются сократить долю закупаемых товаров с небольшим сроком годности, в частности, той же молочной продукции, чтобы сократить число доставок.
«В этом случае нам грозит вымывание натуральных продуктов с короткими сроками хранения. Будет происходить замена полезного молока с небольшим сроком годности на то, которое имеет полугодовой срок хранения и сомнительные качества в придачу. Нельзя исключать и того, что сами производители будут более активно пользоваться добавками, позволяющими увеличить срок хранения», — предположил Сергей Смирнов.
Пора запасаться туалетной бумагой
По мнению финансового аналитика группы компаний «Финам» Тимура Нигматуллина, введение в эксплуатацию системы «Платон» в большей степени повлияет не на скоропортящиеся товары, а на товары, сочетающие в себе большой объем и низкую стоимость. «Например, это туалетная бумага или строительные материалы, то есть товары, в структуре конечной стоимости которых на полке магазина велика доля логистики», — объяснил эксперт DW.
По его словам, закупать такие товары впрок и складировать их, чтобы снизить число последующих доставок от производителя, ритейлеры едва ли станут: «Этот бизнес имеет такую особенность: чем быстрее оборачиваемость товаров, тем более он эффективен. Большие складские запасы говорят о неэффективности. Имеющая их компания рискует рано или поздно уйти с рынка».
Подводя итоги, аналитик отмечает, что инфляционный шок возможен, но лишь в краткосрочной перспективе. «В долгосрочном периоде цены выровняются под воздействием конкуренции», — заверил Нигматуллин.