Трехлетний контракт шведского топ-менеджера истекает в декабре 2016 года, однако акционеры АвтоВАЗа решили избавиться от Бу Андерссона значительно раньше срока — имя преемника обещают назвать уже 15 марта. А Бу, возможно, завершит карьеру. Мы вспоминает ключевые моменты его правления на АвтоВАЗе.
Задачу не выполнил
Формально поводов к увольнению Бу Андерссона предостаточно. Как минимум, он не выполнил требования, которые ставили перед ним акционеры («Ростех» и Renault-Nissan), подразумевавшие выход завода на прибыльность и увеличение рыночной доли АвтоВАЗа до 20%. Вместо прибыли — серьезные убытки в 74 млрд. рублей за 2015 год, вместо пятой части рынка — 18% (доля АвтоВАЗа выросла, но недостаточно). И хотя задачи ставились перед Бу Андерссоном, когда о грядущем кризисе еще не знали, любитель статистики всегда найдет веские доказательства в пользу устранения шведа.
Жесткий руководитель
До АвтоВАЗа Бу Андерссон был полковником шведской армии, потом более 20 лет работал на руководящих должностях в GM, затем четыре года возглавлял нижегородский ГАЗ. Иллюзий насчет стиля его руководства не было: жесткий, прагматичный, в некоторых вопросах — бескомпромиссный. В оценках работы Бу Андерссона и на АвтоВАЗе, и до него всегда присутствует сильная полярность мнений: одни считают его чуть ли не демоном, который оставляет после себя выжженную землю (в основном это те, кто так и не смог сработаться с Бу), другие наоборот отмечают его целеустремленность и преданность делу, которые обуславливают несгибаемость в ряде вопросов.
Шведская пунктуальность
До Бу Андерссона это удавалось только серьезным министрам в период рождения АвтоВАЗа: заставить рыхлый завод работать в точном соответствии с графиком. Во время интервью Бу Андерссон называл срок до выхода Lada Vesta с точностью до дня (и не ошибался), лично контролируя процесс. В итоге новинки АвтоВАЗа, включая две крупные премьеры Vesta и X-Ray, вышли в невероятно сжатые сроки. Так, от показа концепт-кара Lada Vesta до фактического запуска в серию прошло чуть более года. Автомобиль заслужил лестные оценки критиков, и сделан был явно не для галочки.
Ненависть поставщиков
На пике карьеры в США Бу Андерссон отвечал за отношения GM с его многочисленными поставщиками, и прослыл мастером «строить» компании-партнеры. В западной прессе описываются случаи, когда общение с директорами фирм-поставщиков доходило почти до кулачных разборок. Свой опыт он сполна использовал на АвтоВАЗе, только градус напряженности был еще выше. В тени крупного дотационного предприятия пригрелись сотни больших и маленьких фирм, многие из которых отказывались работать по-новому. А претензий у Бу было много: сроки поставки, качество продукции, цена… Президент АвтоВАЗа останавливал конвейер завода, закупал детали за границей и у конкурентов, но в итоге мало-помалу привил оставшимся поставщикам дисциплину. Правда, ценой больших финансовых затрат и, вероятно, своего места в президентском кресле.
Драматический эффект
И личное общение, и наблюдение за Бу Андерссоном со стороны выдают в нем человека, который любит привносить в руководящую рутину элемент театральности, в которую облекаются вполне прагматичные решения. Свою деятельность на АвтоВАЗе Бу начал с приведения в порядок уборных, руководство завода пересадил на «Лады», а в общении с подчиненными нередко прибегал к нестандартным приемам, вроде запихивания окурков в карман тех, кто привык слишком вольготно перекуривать на рабочем месте. В начале этого года он не без помпы уволил с завода собственную гражданскую супругу, сопроводив действие пресс-релизом. Надо ли говорить, что всю карьеру Бу Андерссона сопровождают скандалы и обвинения в самодурстве? Между тем, за ширмой «нарциссизма» скрывался вполне трезвый расчет: и подчиненные понимали быстрее, и пресса охотнее распространяла сигналы, что АвтоВАЗ уже не тот, что прежде.
Полдюжины новинок
Такого изобилия новых моделей и модификаций АвтоВАЗ не выпускал никогда. Lada Largus Cross и Kalina Cross, облагороженная 4×4, оснащенная «роботом» Priora, а на вершине «пищевой цепочки» принципиально новые для АвтоВАЗа модели: Vesta и созданный в партнерстве с румынами X-Ray. Конечно, за два года шансов радикально обновить модельный ряд не было, однако создание новой платформы Vesta, которая благосклонно принята экспертным сообществом, является серьезным достижением.
Битва за АвтоВАЗ
Бу Андерссон был назначен с одобрения главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона, который нередко поддерживал его публично, однако Бу не был человеком из команды Гона. Сам он всегда называл себя главой именно АвтоВАЗа, а не «российского филиала Renault». И хотя многие опасались, что он превратит АвтоВАЗ в сборочную площадку иностранных моделей, Бу Андерссон проводил независимую техническую политику. Так, его настойчивое желание создать Vesta на собственной платформе АвтоВАЗа, равно как новый двигатель ВАЗ21179 (1,8 л), говорят, не находило понимания у «реношных» боссов, которые предпочли бы тиражировать платформу B0 и причитающиеся ей двигатели, вроде К4М. Бу Андерссона часто обвиняют в развале российской системы автопроизводства (с ним не сработался ряд технарей и руководителей АвтоВАЗа), однако он все же позволил АвтоВАЗу сохранить инженерную идентичность.
Кадровый зуд
Если акционеров Renault-Nissan больше заботит финансовая состоятельность завода, то российская сторона в лице «Ростеха» и чиновников нередко обвиняла Бу Андерссона в слишком агрессивной кадровой политике. Массовые увольнения на заводе начались еще в 2008—2009 годах, и Бу во многом лишь продолжил тренд, заданный его предшественником Игорем Комаровым, однако многие посчитали, что он перестарался. Впрочем, Бу Андерссон не скрывал, что даже ополовиненный штат завода слишком раздут под реалии рынка.
Гений или злодей?
Споры об этом будут идти еще долго, да и сам вектор деятельности Бу Андерссона был нацелен на длительную перспективу — он явно не мыслил категориями года-двух. Новая платформа, перекроенный пул поставщиков, серьезная работа с дилерами, перспективы экспорта новых моделей Lada… Эффект от деятельности Бу Андерссона мы оценим, скорее всего, через несколько лет.
Пока же можно констатировать, что по меркам российских управленцев Бу Андерссон был человеком чуждым «корпоративной культуре» (вернее, ее отсутствию) и оскорбительно неконъюнктурным. Но, возможно, именно такой неудобный человек и был нужен АвтоВАЗу, чтобы заложить фундамент нового предприятия, которое не будет вызывать у россиян приступов сарказма.