Немецкая фирма «Adler» (в переводе на русский — «Орел»), существовавшая до Второй мировой войны, в 30-е годы выпускала автомобили «Primus» и «Trumpf», унифицированные по силовым агрегатам. Первая модель имела классическую компоновку, вторая — привод на передние колеса. Ее название переводилось как «козырь» и именно ей суждено было доказать миру преимущества переднеприводной компоновки, став козырной картой в рыночной игре компании «Adler»…
Это были автомобили одного класса, и даже двигатель на них устанавливали один и тот же. «Primus», имевший привод на задние колеса, проектировал Отто Гейкеритц, а переднеприводный «Trumpf» — Ганс-Густав Рейр. Помимо соперничества с автомобилями других производителей, творения двух конструкторов конкурировали еще и между собой.
Две концепции — одна цена
Модель «Primus» выпускали до 1936 года и изготовили за это время 7703 экземпляра. «Trumpf» же, сразу завоевавший огромную популярность, продержался на конвейере значительно дольше, до 1940 года, а объем его выпуска составил 33 070 автомобилей. Приземистая машина с колесной базой на 125 мм больше, чем у «Primus», отличалась прекрасной по тем временам курсовой устойчивостью, что особенно рельефно проявлялось на скользкой дороге. Интересно, что при этом обе модели продавались по одинаковой цене — 3859 марок, хотя при всех своих достоинствах «Trumpf» был еще и на 40 кг легче.
В 1934 году у этой модели появился такой же переднеприводный «младший брат» — «Trumpf Junior». До 1941 года их было выпущено 102 840 штук. Столь хороший сбыт объяснялся не только выдающимися ходовыми качествами машины, но и весьма конкурентоспособной ценой.
Если говорить о немецких легковых автомобилях тех времен с двигателями рабочим объемом 1,0 — 1,2 литра, то «Trumpf Junior» стоил дешевле большинства из них. Исключение составляли только «Opel P4» и «Ford Eifel». Удачная конструкция «младшего козыря» оказалась заразительной настолько, что сподвигла французскую фирму «Rosengart» и бельгийскую «Imperia» на покупку лицензии на выпуск копий «Trumpf Junior».
Автомобиль, опередивший время
Залогом успеха большой и малой моделей «Trumpf» стала принципиально новая конструкция. Инженерные решения Рейра воспринимались тогда как сенсация. Все колеса «Trumpf» имели независимую подвеску (большая редкость в те годы): передняя — на двух поперечных рессорах, задняя — на продольных рычагах. У модели «Trumpf» упругими элементами задней подвески служили четвертьэллиптические рессоры, а у более поздней «Trumpf Junior» — поперечные торсионы.
Разумеется, компоновка двигателя и трансмиссии сильно отличалась от схемы, принятой сегодня на переднеприводных машинах. Позади главной передачи размещалась четырехступенчатая «коробка», а за ней — мотор. Именно большая длина силового агрегата заставила Рейра увеличить колесную базу с 2700 мм (как было у «Primus») до 2825 мм. Передние колеса приводились в движение полуосями с наружными синхронными шарнирами конструкции инженера Юнга. От песка и грязи шарниры защищались гофрированными резиновыми чехлами. Еще одно новшество — рама с лонжеронами коробчатого сечения не имела поперечин. Их функцию выполняло стальное днище, приваренное к раме.
Все эти особенности были революционными, и конструкция Рейра на два года опередила известный «Citroen ТА». Странным, правда, было то, что у «Trumpf» барабанные тормозные механизмы приводились в действие системой тросов, в то время как «Primus» имел уже гидравлический привод. Кроме того, как и большинство немецких моделей того времени, «Primus» имел централизованную систему смазки узлов шасси, на «Trumpf» же они смазывались через ниппельные масленки. Курьезно выглядел на обеих моделях «Trumpf» привод вентилятора. Он сидел на общей оси с генератором и приводился ремнем от шкива, выполненного заодно с корпусом сцепления. Чтобы заменить ремень, приходилось отсоединять мотор от коробки передач.
Прост, но не примитивен
Несмотря на то что Рейр явил миру невиданный доселе автомобиль, он сумел позаботиться и о его простоте. Система охлаждения работала по принципу термосифона — водяной насос отсутствовал. Топливо подавалось карбюратору самотеком из бака, расположенного под капотом. Бензонасоса, который у других моделей нередко отказывал, просто не было.
Фирма «Adler» стала одним из пионеров в применении реечного рулевого механизма, компактного устройства, обеспечивающего точное выполнение автомобилем команд водителя. Модели «Trumpf» и «Trumpf Junior» обладали неплохой проходимостью, чему способствовали передний привод, ровное днище, 200-миллиметровый дорожный просвет, малые свесы и 17-дюймовые колеса.
Модели «Primus» и «Trumpf» оснащались простыми и дешевыми силовыми агрегатами рабочим объемом 1,504 л (позднее — 1,645 л), которые развивали мощность от 32 до 38 л.с. Максимальная скорость «Primus» составляла 90 — 95 км/ч, «Trumpf» — 95—100 км/ч. На модель «Trumpf Junior» устанавливали похожий по конструкции мотор, но меньших рабочего объема (0,995 л) и мощности (23 — 25 л.с.), разгоняющий автомобиль до 90 км/ч.
И большой и малый «козыри» имели спортивные модификации с двухместными кузовами. Двигатели у них были форсированы, при тех же рабочих объемах их моторы развивали мощность соответственно 47 и 28 л.с. Что же касается кузовов, то существовавший тогда в Германии дефицит тонкого стального листа заставил в первые годы производства изготавливать кузова с деревянным каркасом и ледериновой (вид кожзаменителя) обшивкой. Цельнометаллические кузова производства берлинской фирмы «Ambi-Budd» появились в 1936 году. В общей сложности и «Trumpf» и «Trumpf Junior» выпускались с шестью различными типами кузовов.
Исчезнувший завод с великой историей
Впоследствии историки почему-то обошли своим вниманием автомобили «Adler Trumpf», хотя поводов для этого совсем не было. В равном споре с классическими «Primus» они доказали на практике преимущества компоновки с передними ведущими колесами.
До 1932 года переднеприводные модели «Voran», «Cord», «Tracta», «Alvis» и другие выпускались в весьма ограниченных количествах. Машины же «Trumpf» и «Trumpf Junior» производились по 10 — 12 тысяч в год. После Второй мировой войны в цехах «Adler» во Франкфурте-на-Майне, сильно поврежденных бомбежками, автомобильное производство восстановить уже не удалось. До середины 50-х годов там выпускали мотоциклы и… пишущие машинки. Затем фирма «Adler» прекратила свое существование. Однако ее роль в демонстрации достоинств компоновки с передними ведущими колесами прочно закрепила за ней достойное место в истории автомобиля.