Библия — выдающаяся книга. Более трех миллиардов человек считают ее священной. Ее называют бестселлером всех времен: полностью или частично напечатано около 6 000 000 000 экземпляров Библии более чем на 2 400 языках.
ХОТЯ Библия — самая распространенная книга, бытует множество мнений о том, когда она была написана. Особенно много споров вызывает время появления Еврейских Писаний, или Ветхого Завета. Возможно, вы читали о некоторых теориях в книгах и журналах или же видели выступления ученых на эту тему по телевизору. Вот лишь несколько утверждений.
▪ «Бо́льшая часть библейских книг была написана в VIII—VI веках до н. э., то есть во времена пророков Исаии и Иеремии».
▪ «На протяжении последних двух столетий библеисты придерживаются мнения, что еврейская Библия была написана и приобрела окончательный вид в основном в персидский и эллинистический периоды (V—II века до н. э.)».
▪ «Все книги еврейской Библии в том виде, в каком мы знаем ее сегодня, были составлены в эллинистическую эпоху (приблизительно во II—I веках [до н. э.])».
Как христианам, которые верят, что «все Писание вдохновлено Богом», следует относиться к таким противоречивым утверждениям? (2 Тимофею 3:16). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим две точки зрения.
Библейская хронология
В Еврейских Писаниях указывается время многих событий. Благодаря этому можно установить, что самые первые книги Библии были написаны во времена Моисея и Иисуса Навина, примерно 3 500 лет назад*. Следующие книги были написаны Самуилом, Давидом, Соломоном и другими в XI веке до н. э. Затем появились исторические, поэтические и пророческие книги, датируемые IX—V веками до н. э.
Копии этих библейских книг, за исключением книги Эсфирь, и их фрагменты былинайдены среди свитков Мертвого моря. Радиоуглеродный анализ (датирование радиоактивным углеродом) и палеографический анализ (изучение древних рукописей с точки зрения способа написания букв и их форм) свидетельствуют, что древнейшие из этих свитков относятся к 200—100 годам до н. э.
Точка зрения критиков
Критики оспаривают библейскую хронологию главным образом потому, что не согласны с утверждением о боговдохновенности Священного Писания. Например, профессор Уолтер Кайзер в своей книге «Ветхозаветные документы» приводит распространенное мнение: «[Библейский] текст не заслуживает доверия, потому что претендует на божественное происхождение, говорит о чудесах и о Боге» (The Old Testament Documents). Ученые, которые не верят в Бога, утверждают, что к Библии следует применять те же методы критического анализа, что и к любой другой книге.
Какое-то время, основываясь на эволюционной теории Дарвина, ученые утверждали, что религии развивались от простых к сложным: от анимизма к политеизму и в завершение к монотеизму. Поскольку в первых книгах Библии говорится о монотеистическом поклонении, некоторые пришли к выводу, что эти книги, скорее всего, были написаны значительно позднее, чем следует из них самих.
С тех пор Библия подвергалась самым разным методам критического анализа, например исторической, литературной, внутренней и текстуальной критике.
Хотя мнения ученых о времени написания библейских книг разнятся, многие поддерживают теорию, выдвинутую профессором Ричардом Фридманом. Он пишет: «В течение многих столетий древние писатели создавали поэтические и прозаические произведения, а также записывали законы. Позднее эти документы были собраны другими писателями, которые, опираясь на них, составили Библию».
В книге «Вера, традиция и история» обсуждаются различные теории библейских критиков. Однако в ней отмечается: «Хотя ученых объединяет недоверие к Писанию и абсолютная уверенность в правоте своих теорий, они крайне критичны к взглядам друг друга» (Faith, Tradition, and History).
В защиту библейской хронологии
Первые книги Библии были написаны на недолговечных материалах. Поэтому неразумно ожидать, что когда-либо будут найдены оригиналы рукописей или их ранние копии времен Моисея, Иисуса Навина, Самуила или Давида. Однако возможно исследовать косвенные исторические доказательства, подтверждающие, что библейская хронология достойна доверия,— именно такой подход применяют многие уважаемые библеисты и археологи. Давайте узнаем, как такие доказательства помогают ответить на некоторые спорные вопросы.
▪ Существовала ли письменность на Ближнем Востоке 3 500 лет назад, когда, согласно Библии, жили Моисей и Иисус Навин? В древности в Месопотамии и Египте составлялись исторические, религиозные, правовые и литературные тексты. А что можно сказать о текстах, написанных Моисеем и другими израильтянами? В одном справочном издании отмечается: «Нет оснований сомневаться в том, что в конце бронзового века [примерно 1550—1200 годы до н. э.] в Ханаане действительно существовала письменность» (Dictionary of the Old Testament: Pentateuch). Далее в нем говорится: «Если принимать во внимание наши знания о древней письменности, то нет никаких оснований сомневаться в авторстве Моисея и других писателей [Еврейских Писаний]» (Исход 17:14; 24:4; 34:27, 28; Числа 33:2; Второзаконие 31:24).
▪ Пользовались ли люди, писавшие Библию, более древними источниками?Да, некоторые из них ссылались на «книги» — возможно, на официальные документы, родословные списки, исторические труды, а также документы, принадлежавшие отдельным племенам и семьям (Числа 21:14; Иисус Навин 10:13; 2 Самуила 1:18; 1 Царей 11:41; 2 Летопись 32:32).
▪ Почему не было найдено копий библейских книг, более древних, чем свитки Мертвого моря? В журнале «Библейское археологическое обозрение» объясняется: «В Палестине папирусные и пергаментные документы сохранились только в засушливых районах, таких, как район Мертвого моря. Во влажной почве эти материалы гниют. Но то, что такие документы не были найдены, не означает, что их не было» (Biblical Archaeology Review). Из-за пожаров и сырости папирусные и пергаментные документы не дошли до наших дней, однако были обнаружены сотни глиняных печатей, которыми они скреплялись. Эти печати датируются IX—V веками до н. э.
▪ Как сохранились библейские тексты? Вот что говорится в книге «Библия, какой она была»: «Истории, псалмы, законы и пророчества, дошедшие до наших дней как часть Библии, должно быть, переписывались очень много раз даже в библейские времена. […] То, что в библейские времена эти тексты постоянно переписывали, говорит о том, что ими пользовались, они играли важную роль в повседневной жизни. […] Никто не стал бы заниматься нелегким трудом, переписывая тексты без надобности» (The Bible as It Was) (Второзаконие 17:18;Притчи 25:1).
Это значит, что к I веку н. э. ранние библейские книги переписывались на протяжении почти 1 500 лет. В книге «О достоверности Ветхого Завета» сказано, что скрупулезное переписывание свитков включало в себя «замену устаревших грамматических и орфографических форм, что было обычным явлением на Ближнем Востоке в древности» (On the Reliability of the Old Testament)*. Это ставит под вопрос правомерность выводов, основанных на критическом анализе формы и стиля написанных текстов.
Когда была написана Библия?
Доказывает ли отсутствие рукописей времен Моисея, Иисуса Навина, Самуила и других, что библейские книги были написаны позже, чем это следует из них самих? По мнению многих ученых, отсутствие рукописей само по себе не доказывает, что рукописей не было. Действительно, сколько документов, написанных на недолговечных материалах, могло сохраниться? Например, по словам египтолога Кеннета Китчена, были утрачены почти все египетские папирусы, написанные до греко-римского периода.
Те, кто с уважением относится к Библии, могут спросить себя: «Как к Еврейским Писаниям относился Иисус Христос?» Он, подобно иудеям, жившим в его дни, никогда не оспаривал библейскую хронологию. Кому он приписывал авторство ранних книг Библии?
Иисус несколько раз обращался к писаниям Моисея. Однажды он упомянул о «книге Моисея» (Марка 12:26; Иоанна 5:46). К тому же Иисус ссылался на книги Бытие (Матфея 19:4, 5; 24:37—39), Исход (Луки 20:37), Левит (Матфея 8:4), Числа (Матфея 12:5) и Второзаконие (Матфея 18:16). Он сказал: «Все написанное обо мне в законе Моисея, в Пророках и в Псалмах должно исполниться» (Луки 24:44). Если Иисус признавал авторство Моисея и других писателей, то он, несомненно, доверял и хронологическим сведениям, содержащимся в Еврейских Писаниях.
Итак, когда же была написана Библия? Можно ли доверять библейской хронологии? Мы рассмотрели разные теории, выдвинутые критиками, а также сведения из самой Библии, косвенные исторические доказательства и точку зрения Иисуса Христа. Ваши ответы на вышеупомянутые вопросы покажут, разделяете ли вы уверенность Иисуса, который сказал в молитве к своему Отцу, Иегове Богу: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17).