Хатем Саади и его семья очень бережно относятся к использованию воды, особенно летом. Как и многие другие иорданцы, они жалуются на постоянную нехватку воды, сообщает kratko-news.com.
«У меня почти нет воды этим летом», — сказал 47-летний Саади, который живет в 1,5 км к западу от древнего римского водохранилища среди руин города Джераш, к северу от столицы Аммана.
Дефицит заставил его посадить деревья, которые «не требуют столько воды, сколько рожковое дерево».
Иордания является одной из стран мира с наименьшими водными ресурсами, но снижение уровня грунтовых вод, изменение климата и рост населения в результате притока беженцев означает, что ситуация только ухудшится в ближайшие годы.
Чтобы решить эту проблему, многие правительственные чиновники возлагают свои надежды на проекты по опреснению воды. Нехватка воды в Иордании уже давно вынуждает страну прибегать к системе распределения через перекачивание воды в разные районы один раз в неделю, что позволяет людям заполнять свои резервуары. Иногда график нарушается, и люди не получают свой еженедельный рацион. Это заставляет их покупать цистерну с водой — дорогая альтернатива, где шесть кубов стоят 25 динаров (35 долларов).
Саади, который работает в магазине фруктовых соков, иногда не может позволить себе целую цистерну, поэтому он делит ее со своим соседом, пока не получит следующую зарплату. Ияд Дахият, глава Иорданского управления водных ресурсов, признает, что возрастает общественное недовольство по поводу продолжающегося дефицита.
«Существует общее чувство неудовлетворенности», — сказал он агентству, добавив: «Ситуация довольно серьезная. Все труднее снабжать граждан водой».
Почти 70 процентов водных ресурсов Иордании поступает из подземных вод. Но, по словам Дахия, этот источник сокращается из-за увеличения населения, переизбытка сельскохозяйственного сектора и изменения климата. Повышение температуры и уменьшение количества осадков означают, что запасы подземных вод не восполняются. Меньше воды также собирается в 15 плотинах в Иордании, а также почти в 250 пустынях и песчаных плотинах, которые могут собирать до 450 миллионов кубических метров воды.
Фальк Линдемайер, координатор проектов по подземным водам в Иордании Федерального института геологических наук и природных ресурсов Германии, считает, что уровень подземных вод упал почти на 50 метров за 22 года. Проблема не в том, что они прекратят свое существование, добавляет Линдемайер, а в том, что более глубокое бурение для перекачки и использования грунтовые воды станут слишком дорогими. Хотя иорданцы знают о нехватке водных ресурсов, многие обвиняют свои страдания в коррупции и отсутствии контроля в стране, где ежегодное потребление воды на душу населения сократилось с 1000 кубических метров в 1950-х годах до 80 кубических метров в некоторых районах сегодня.
По словам официального представителя министерства водного хозяйства Омара Саламе, почти 45 процентов водоснабжения потеряны из-за кражи и плохой инфраструктуры в некоторых районах. Правительство пытается бороться с незаконным использованием и постоянно стремится расширять свои ресурсы.
«В ближайшие три года будет нелегко, если мы не увеличим приток в систему», — сказал Дахият.
В 2014 году началась откачка воды для одного из крупнейших новых проектов Иордании — Водоканала Disi. Есть также планы по увеличению пропускной способности дамб, более широкому использованию сточных вод и рытье глубоких скважин.