Когда в октябре зазвонил телефон мэра Рокафиориты, мужчина на другом конце линии сообщил ему, что один из его сотрудников инфицирован COVID-19. Сердце правителя «замерло».
Рокафиорита — одна из самых маленьких деревень на юге Италии. Она расположена в глубине лесов горы Кальфа, и средний возраст его 187 жителей составляет 60 лет. Если среди них проскользит коронавирус, деревня может быть стерта с карты Италии.
«Когда зазвонил телефон, это было похоже на гром в солнечный день», — сказал Консето Орландо Guardian.
«Когда началась вторая волна, я на секунду подумал, что на этот раз нас сотрут».
На прошлой неделе правительство Италии ввело частичную изоляцию для борьбы с распространением коронавируса. Наибольшее внимание сосредоточено на крупных городах, таких как Милан и Неаполь, но по всей стране тысячи маленьких деревень пытаются выжить. Из 8 000 деревень в Италии почти 70% имеют менее 5 000 жителей. В 2000 человек проживает менее 1000 человек, а в некоторых местах рождение ребенка настолько редкое, что звонят деревенские колокола, чтобы отметить эту новость. Десятки этих деревень были объявлены «красными зонами» коронавируса — это означает, что риск заражения особенно высок, и люди не могут покинуть их или войти в них.
«Демография и опустынивание уже затронули эти деревни до COVID-19», — сказал Марио Альвано, генеральный секретарь Национальной ассоциации итальянских муниципалитетов на Сицилии.
«Это крошечные деревни, которым уже суждено было стать местами с привидениями через несколько десятилетий. Уровень рождаемости там в 30 раз ниже, чем уровень смертности. Теперь COVID рискует ускорить их исчезновение».
Сальваторе Окино, родившийся и выросший в Рокафиорите, возможно, никогда не мог представить, что его ждет еще один ужасный опыт после Второй мировой войны, но на этот раз в форме пандемии. Окино — живой памятник в селе, не только потому, что в свои 93 года он самый старший из его обитателей, но прежде всего потому, что, несмотря на свой возраст, он продолжает ухаживать за своими полями.
«Я волнуюсь», — говорит он.
«Если COVID сильно ударит по нам, в Рокафиорите никого не останется. Мое сердце плачет, когда я думаю обо всех жертвах, которые мы принесли, чтобы сохранить жизнь этой деревне. Теперь мы можем только оставить себя в руках Господа».
По крайней мере, в четырех регионах COVID-19 уже охватил небольшие деревни, в том числе Галац Мамертино на Сицилии, которая была обозначена как красная зона 1 ноября после того, как 157 из 2400 жителей дали положительный результат на вирус.
Эксперты сходятся во мнении, что подобные вспышки являются результатом непосредственной близости граждан, что типично для общественной жизни в этих регионах.
«В маленьких деревнях отношения между родственниками и друзьями очень интенсивны», — поясняет Тулио Престилео, врач-инфекционист больницы Бенфратели в Палермо.
«Здесь понимание того, что друг или родственник может нас заразить, намного ниже, чем в больших городах. Часто считается, что изолированное расположение этих деревень само по себе является формой защиты от передачи инфекции и что проблема носит городской характер. Поэтому, когда в этих деревнях происходит вспышка заболевания, передача становится более распространенной».
После Второй мировой войны население Рокафиорита начало сокращаться, поскольку многие из ее жителей уехали в Соединенные Штаты в поисках работы. В 2020 году три человека умерли. и только один ребенок рождается в Рокафиорите, но это явление не ограничивается сельской местностью — уровень рождаемости по всей стране находится на самом низком уровне с момента объединения Италии.
Впервые за 90 лет население Италии упало примерно до 55 миллионов человек, по данным Национального статистического агентства. В мировом масштабе Италия уступает только Японии по доле пожилых людей в общей численности населения. В результате увеличивается количество городов-призраков, где большинство домов заброшено.
В Рокафиорите 40% домов нежилые. На протяжении многих лет, пытаясь возродить эти маленькие города, мэры применяли разные стратегии. Некоторые деревни открыли двери пустующих домов для просителей убежища.
Другие практически раздают заброшенные дома всем, кто хочет туда переехать. В прошлом году мэр Самбуки с населением 5000 человек получил более 94000 писем со всего мира после публичного объявления о продаже заброшенных домов за 1 евро. Самбука в провинции Агридженто также была объявлена «красной зоной» после 130 положительных тестов и восьми смертей.
«Продажа наших домов за 1 евро была символическим жестом, призванным вернуть людей в Самбуку, потому что деревни состоят из людей, а не домов», — сказал заместитель мэра Джузеппе Качиопо.
«Поверьте, потеря человека в стареющей деревушке ощущается здесь сильнее, чем в городах».
«Смерть одного из наших людей — это не просто число, — сказал Фабио Орландо, председатель городского совета в Роккафиорите. Это пустая трата заброшенного исторического дома и путь, который закрыт и забыт навсегда».
К счастью, На данный момент угроза вспышки заболевания у Rocafiorita предотвращена: недавние массовые исследования показали, что других зараженных COVID-19 нет.
4 ноября Рим охарактеризовал Сицилию как оранжевую зону — она подвержена высокому риску, в основном из-за нехватки медицинских учреждений и коек в отделениях интенсивной терапии. Небольшие деревни и города заплатили самую высокую цену за сокращение расходов на систему здравоохранения на юге, где за последние годы закрылось более 40 больниц.
Ближайшая больница с палатой COVID находится более чем в 1 часе 40 минутах от Рокафиорита. С точки зрения жителей, свет в конце туннеля смотрит вдаль. Пожилые люди надеются на вакцину. Но Сальваторе Окино знает, что впереди долгая и трудная зима. Он говорит это по-своему — в стихотворении. Он рассказывает о том, как изменилась Рокафиорита, о том, как когда-то на улицах было темно, а теперь освещено, и заканчивается так: Ora vi saluto tutti, Buonasera / Chi sopravviverà lo vedremo in Primavera «Теперь я прощаюсь с вами, добрый вечер. С теми, кто выжил, мы увидимся весной».