«Я должен признать: в моих кошмарах бродит робот. Для меня робот Boston Dynamics Spot — это 32,5 кг чистого ужаса,» — сказала Стейси Хиггинботэм, эксперт по Интернет- технологиям .
«Он может подниматься по лестнице. Он может открыть двери. Увидев это на видео, вы совсем не сможете подготовиться к тому моменту, когда вы увидите, как он пересекает дорогу туда и обратно. И теперь, когда любой может купить робота Спота за 74 500 долларов, вы можете найти Спота где угодно».
Четвероногий робот Spot, похожий на собаку, присутствует на рынке с июня этого года. Он умеет передвигаться по любой местности и ходить где угодно. По заявлению компании-учредителя Boston Dynamics, машина продается исключительно «для коммерческого использования» и не предназначена для домашнего использования.
Точечные роботы уже патрулируют общественные парки Сингапура, чтобы напомнить людям о социальной дистанции, вызванной пандемией. Они встречаются с пациентами с COVID-19 в бостонской больнице Brigham and Women’s Hospital, чтобы врачи могли проводить удаленные консультации.
«Вы представляете, как столкнетесь со Спотом во время прогулки по парку или вернетесь к своей машине на парковке», — сказала Стейси Хиггинботэм, цитируемая в публикации IEEE Spectrum.
«Разве вы не хотите знать, зачем там эта куча умного железа и кто ею управляет? Или хотя бы знать, к кому обратиться, чтобы сообщить о неисправности?»
Роботы становятся и станут все более привычной частью нашей повседневной жизни. Это побудило таких экспертов, как Хиггинботэм и многих других, говорить о том, что правительства должны создавать национальные регистры роботов. Такой реестр позволил бы гражданам и правоохранительным органам легко находить владельца каждого заблудшего робота, если это необходимо по какой-либо причине, и выяснять назначение машины.
Идея не нова и, так или иначе, охватила все остальные машины, которые передвигаются в общественных местах: обе машины имеют регистрационные номера, а для дронов в большинстве стран уже есть та или иная форма регистрации, а для роботов может быть создана централизованная база данных устройств и их владельцев.
Правительства могут создавать эти национальные базы данных, требуя, чтобы все компании, работающие с роботами в общественных местах, сообщали о марке и модели машины, на которой они работают, ее назначении и о том, к кому обращаться в случае поломки робота где-то создавать проблемы. Чтобы каждый мог использовать базу данных, роботы в общественных местах должны иметь на теле легко узнаваемый маркер или номер, аналогичный регистрационным номерам автомобилей.
Эта регистрация и возможность быстро обращаться к роботам очень быстро станут важными. Еще до пандемии ряд известных сетей быстрого питания и пиццерий начали экспериментировать с роботами-доставщиками для доставки еды по адресам. Крупные интернет-магазины, такие как Amazon и Ocado, также рассматривают возможность включения в свои структуры поставщиков роботов. С другой стороны, компании, занимающиеся доставкой роботов, перегружены заказами.
Показателен случай с роботами Kiwibot. Их производитель получает в реальном времени данные от роботов, когда машины движутся по улицам города. Все Kiwibots постоянно сообщают о своем местонахождении, используя спецификацию данных о мобильности с открытым исходным кодом, первоначально разработанную Лос-Анджелесом для отслеживания самокатов Bird.
Такие отчеты о местоположении в реальном времени не понадобятся роботам-уборщикам, которые протирают полы на стоянке завода или гипермаркета. Но для роботов , которые вступают в контакт с широкой публикой, должно быть ясно, легко виден маркер и способ связаться с оператором, а оператор, в свою очередь, должен иметь какую — то систему контроля за работой своих машин в режиме реального времени.
Учитывая, что многие роботы также используют камеры машинного зрения, людей также может интересовать, кто собирает и использует эти данные. Более того, вполне возможно, что камеры случайно запечатлели лица окружающих.
Идея регистрационных номеров роботов была также упомянута Андрой Кей, основателем и управляющим директором Silicon Valley Robotics, в своей лекции о «пяти правилах этической робототехники» в октябре. Ее мотивы «очевидны»: роботы в общественных местах способны причинять вред другим.
«Как мы можем ожидать сообщения об аварии или проблеме, если мы не можем идентифицировать робота?»
Кей указала, что помимо перечисленных потенциальных проблем (повреждение, запись персональных данных, причинение вреда) важен реестр, поскольку могут быть случаи взлома роботов.
«Как мы можем быть уверены, что робот или его программное обеспечение не было взломано или угнано? Прежде чем мы сможем даже спросить, кто за это отвечает, мы должны определить, с каким роботом мы имеем дело. Требование зарегистрировать робота и иметь визуальный идентификатор дает нам хорошую отправную точку», — говорит Кей.
Решение важно не только для служб общественного порядка. Наличие номерных знаков или другого четкого маркера для всех роботов в общественных местах является фактором успеха отрасли.
«По моему опыту изучения волн инноваций, проникающих в наше общество, любая новая отрасль процветает, когда компании активно участвуют в решении вопросов, связанных с повышением надежности, совместимости, подотчетности и качества продукции», — говорит Андра Кей.
Она даже выдвигает идею создания и развития глобальной сети под названием «этический омбудсмен» для новых технологий, таких как робототехника. Цель состоит в том, чтобы создать официальное учреждение, которое принимает «жалобы простых людей» для сбора доказательств использования и злоупотребления определенными технологиями. Эта сеть может информировать людей о передовой практике, а также поддерживать национальные правоохранительные органы.