28 июля 1976 года Землетрясение силой 7,8 балла, потрясшее Таншань в Китае, унесло жизни по меньшей мере 242 000 человек (официальное число погибших), сообщает kratko-news.com.
По оценкам некоторых исследователей, фактическое число погибших могло достигнуть 700 000. Великое землетрясение в Таншане также потрясло власть Коммунистической партии Китая в Пекине — буквально и политически.
Фон трагедии — политика и Банда четырех в 1976 году
В 1976 г. Китай находился в состоянии политического застоя. Председателю партии Мао Цзэдуну было 82 года. Он провел большую часть того года в больнице, перенеся несколько сердечных приступов и других осложнений, связанных с преклонным возрастом и тяжелым курением.
Между тем китайское общество и премьер-министр Чжоу Эньлай, получивший образование на Западе, устали от эксцессов Культурной революции. Чжоу зашел так далеко, что публично выступил против некоторых мер, намеченных президентом Мао и его группой в попытке продвинуть программу «Четыре модернизации».
Эти реформы противоречили акценту на «возвращении к корням» Культурной революции; Чжоу хотел модернизировать сельское хозяйство, промышленность, науку и оборону Китая. Его призывы к модернизации вызвали гнев могущественной «Банды четырех» , маоистской жесткой группы, возглавляемой женой Мао Цзэдуна, госпожой Мао (Цзян Цин).
«Банда четырех» контролировала власти Коммунистической партии Китая на поздних этапах культурной революции, хотя до сих пор неясно, какие ключевые решения принял Мао Цзэдун, а какие — сама «банда».
Чжоу Эньлай умер 8 января 1976 года, всего за шесть месяцев до землетрясения в Таншане. Китайский народ оплакивал его смерть, несмотря на запрет «Банды четырех» публично оплакивать Чжоу.
Тем не менее, сотни тысяч людей собрались на площади Тяньаньмэнь в Пекине, чтобы выразить свою печаль по поводу смерти Чжоу. Это была первая массовая демонстрация в Китае с момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году, и это был верный признак того, что гнев людей против центрального правительства растет.
Чжоу сменил на посту премьер-министра неизвестный Хуа Гофэн. Однако преемником Чжоу как проводника модернизации Коммунистической партии Китая был Дэн Сяопин.
«Банда четырех» осудила Дэна, который призвал к реформам, чтобы повысить уровень жизни среднего китайца, дать им больше свободы выражения и передвижения и положить конец жестоким политическим преследованиям, практиковавшимся в то время.
Мао уволил Дэна в апреле 1976 года; он был арестован и заключен под стражу. Тем не менее, Цзян Цин и ее друзья постоянно клеветали на Дэна всю весну и начало лета.
Землетрясение
28 июля 1976 г. в 15.42 вечера землетрясение магнитудой 7,8 балла потрясло миллионный промышленный город Таншань на севере Китая.
Землетрясение разрушило около 85% зданий в Таншане, которые были построены на нестабильной земле, вызванной наводнением реки Луаньхэ. Эта аллювиальная почва разжижилась во время землетрясения, нанеся ущерб целым районам.
Пострадали и сооружения Пекина, примерно в 140 км от эпицентра. Люди почувствовали толчки даже в 756 километрах от Таншаня.
Сотни тысяч людей лежали мертвыми после землетрясения, и многие другие оказались в ловушке под завалами. Местные шахтеры, живущие глубоко под землей, погибли в результате обрушения шахт.
Повторные толчки, самый мощный из которых составил 7,1 балла по шкале Рихтера, еще больше опустошили регион. Землетрясение разрушило все дороги и железнодорожные пути, ведущие к городу.
Внутренний ответ Пекина
Вскоре после землетрясения, 9 сентября, Мао Цзэдун скончался в пекинской больнице. Когда земля и здания в столице сотрясались, сотрудники больницы перенесли кровать Мао в безопасное место.
Центральное правительство, возглавляемое новым премьер-министром Хуа Гофэном, поначалу мало что знало о катастрофе. Согласно статье New York Times, шахтер Ли Юйлинь был первым, кто сообщил о катастрофе в Пекин.
Грязный и измученный Ли ехал на машине скорой помощи в течение шести часов и направился прямо в штаб партийных лидеров, чтобы сообщить, что Таншань разрушен. Однако прошло несколько дней, прежде чем правительство провело первые спасательные операции.
Тем временем выжившие жители Таншаня отчаянно копали руками руины своих домов, складывая трупы своих близких на улицах. Правительственные самолеты пролетели над районом бедствия, распыляя дезинфицирующее средство на завалы, чтобы предотвратить эпидемию болезней.
Через несколько дней после землетрясения первые солдаты Народно-освободительной армии достигли опустошенной территории для оказания помощи в проведении спасательных и восстановительных работ. Даже когда они наконец прибыли на место, у солдат не было грузовиков, кранов, медикаментов и другого необходимого оборудования. Многие солдаты были вынуждены идти пешком или бежать к месту бедствия из-за отсутствия проезжих дорог и железных дорог. Оказавшись там, они были вынуждены копать руины голыми руками, не имея даже самых элементарных инструментов.
Премьер-министр Хуа решил посетить пострадавший район 4 августа, где выразил сожаление и соболезнования оставшимся в живых. По словам Юнга Чанга, профессора Лондонского университета, такое поведение резко контрастировало с «Бандой четырех».
Цзян Цин и другие члены банды в прямом эфире напомнили народу, что они не должны позволять землетрясению отвлекать их от их первоочередной задачи: «осуждения Дэна».
Цзян также публично заявил, что «погибло всего несколько сотен тысяч человек.
Международный ответ Пекина
В то время как государственные СМИ пошли на необычный шаг и сообщили о катастрофе китайским гражданам, власти в международном масштабе ничего не сказали о землетрясении.
Конечно, по данным сейсмографов, правительства других стран мира знали, что произошло сильное землетрясение. Однако масштабы ущерба и количество жертв стали ясны только в 1979 году, когда государственное СМИ Синьхуа опубликовало информацию для всего мира.
Во время землетрясения параноидальное и изолированное руководство Народной Республики отозвало все предложения международной помощи, даже от нейтральных организаций, таких как Агентство помощи Организации Объединенных Наций и Международный комитет Красного Креста. Вместо этого китайское правительство призвало своих граждан «противостоять землетрясению и спастись».
Погибли сотни тысяч человек
Официально в результате Великого Таншаньского землетрясения погибло 242 тысячи человек. С тех пор многие эксперты предполагают, что фактическое число погибших составило 700 000 человек, но фактическое число, вероятно, никогда не будет известно.
Город Таншань был восстановлен, и сейчас его население составляет более 3 миллионов человек. Он известен как «отважный город Китая» благодаря быстрому восстановлению после катастрофического землетрясения.
Политические последствия Великого Таншаньского землетрясения во многих отношениях были даже более значительными, чем количество погибших и физических повреждений.
После Мао Цзэдуна, умершего в 1976 году, пост председателя Коммунистической партии Китая занял премьер-министр Хуа Гофэн, а не один из радикальных представителей «четырех банд».
Получив общественную поддержку после опасений по поводу последствий землетрясения, Хуа предпринял решительные действия и в 1976 году арестовали членов «Группы четырех», положив конец Культурной революции.
Г-жу Мао и окружающих ее людей судили в 1981 году и приговорили к смертной казни за ужасы культурной революции. Позднее их приговоры были заменены с 20 лет на пожизненный срок, и в конце концов все они были освобождены.
Цзян покончила жизнь самоубийством в 1991 году, и с тех пор умерли трое других членов банды. Реформатор Дэн Сяопин был освобожден из тюрьмы и политически реабилитирован. Он был избран заместителем председателя партии и эффективно руководил Китаем с 1978 года. до начала 1990-х гг. Дэн инициировал экономические и социальные реформы, которые позволили Китаю стать крупной экономической державой на мировой арене.
Хотя землетрясение в Таншане имело трагические последствия, оно сыграло решающую роль в разрушении одной из самых ужасных и наступательных систем правления, которые когда-либо видел мир. Землетрясение потрясло банду из четырех человек и открыло новую эру относительно повышенной открытости и экономического роста Китайской Народной Республики.