У рабочих нескольких видов муравьев большие, уплощенные и слегка вогнутые головы, которые они используют как пробки, чтобы заблокировать вход в гнезда своих колоний.
Так называемые «муравьи-дверные головы» — это муравьи-солдаты с бронированными головами, которые почти идеально соответствуют как размеру, так и форме входа в гнездо их колонии. Они функционируют как живые двери, используя свои головы, чтобы закрыть гнездо и разрешить доступ только другим членам колонии, не пуская нежелательных гостей. Дверные головные муравьи можно найти в нескольких родах муравьев, включая Cephalotes и Carebara. То, как эти виды приобрели точный размер и форму входов в свои гнезда, является результатом миллионов лет эволюции.
Цефалоты, или муравьи-черепахи, имеют большие, круглые и слегка вогнутые головы, которые совпадают по форме и размеру с отверстиями, оставленными в деревьях жуками-древоточцами. Такие туннели — отличное место для муравьиного гнезда, но они также привлекают много неприятностей, и задача муравьев-дверей — не допускать проникновения муравьев , хищников и паразитов.
«Если вы живете в таком узком туннеле, и если что-то вторгается в пространство, вы в основном оказываетесь в ловушке», — сказал New Scientist Стив Яновиак из Университета Луисвилля.
«Это своего рода неагрессивный, ненасильственный способ защитить себя».
В отличие от многих своих врагов, у цефалотов нет жала, поэтому они не самые грозные бойцы. Это делает солдат-головорезов гораздо более важными для колонии, поскольку безопасность всего сообщества лежит на их плечах, или, скорее, на их голове.
Интересно, что муравьи-черепахи не всегда находятся в дверном режиме. Вы видите, что вход в их гнезда открыт, но как только они почувствуют опасность, будь то волчок на деревянной стене их туннеля или феромоны врага, дверь тут же затыкается. Некоторые виды даже имеют на голове поры, которые выделяют спутанные волокна, напоминающие грибы, чтобы сделать их более незаметными.
Однако эти живые двери не защищены от повреждений. Скотт Пауэлл из Университета Джорджа Вашингтона изучил их и обнаружил, что у многих солдат есть глубокие шрамы на бронированных головах и даже откушенные или вырванные из них кусочки. Но как бы плохо ни шли дела, они никогда не возвращаются назад. Они скорее умрут, чем подвергнут риску гнездо.
«Вещи кусали их, жевали и пытались получить покупку, чтобы вытащить их. Они несут на себе шрамы от этой работы, когда целый день просовывают голову в дыру», — сказал Пауэлл New Scientist .
Сам Пауэлл провел эксперимент, пытаясь вытолкнуть одного из этих дверных муравьев металлическими щипцами, и утверждает, что хирургический инструмент проткнул голову муравья, прежде чем он сдвинулся с места.